Это новые ячейки, ни разу не использованные, я списывался с продавцом.
Если Вы списывались и он подтвердил "новость" банок - тогда да, оч интересно.
Но я просто прочитал вот это:
Отправлено 25 августа 2021 - 14:54
Всем привет!
Существенно на мой взгляд: после более полутора лет отсутствия моего присутствия на лодке 8 Винстонов по 400А потеряли где-то одну сотую вольта каждая. саморазряд намного ниже ожидаемого. батарея была отключена от сети и разобрана.
Ладно вольтаж, а емкость? Хранить литиевые батареи заряженные на 100% не рекомендуется. Литий выпадает (lithium plating) и батарея деградирует (падает емкость). По этой же причине нормальный режим работы лития отличается свинца. Свинец постоянно подзаряжается (floating charge) чтобы оставаться заряженным на 100 (или близко к этому)%. Но такая подзарядка вредит литию. Литиевую батарею нужно отключать после заряда и разряжать. Именно в таком режиме батарея переносит тысячи циклов заряд-разряда. Если постоянно держать литий заряженным на 100%, то емкость сильно и быстро падает (независимо от фирменности/качества ячеек). Часто можно наблюдать такое умирание литий-ионных батарей в ноутбуках, которые постоянно включены в сеть. Уже через пару лет батарея заряд не держит.
Эпическая страница про литий на лодке, если вы можете читать на английком - LiFePO4 Batteries On Boats
Там есть пример, когда из-за неправильной зарядки, дорогие батареи Winston потеряли почти половину емкости всего за 150 циклов, потому что хозяин использовал зарядное в режиме для GEL свинцовых батарей. Формально по вольтажу режим соответствует напряжению литиевой батареи, но из-за другого профиля заряда литий оказывался постоянно перезаряженным.
Там же рассказано и про балансировку батарей, которую активно обсуждали тут. Если коротко - то балансировка в процессе необязательна после начальной балансировки и при правильной зарядке и эксплуатации.
Сообщение отредактировал tedbeer: 25 августа 2021 - 14:57
Отправлено 25 августа 2021 - 15:16
....
Эпическая страница про литий на лодке, если вы можете читать на английком - LiFePO4 Batteries On BoatsТам есть пример, когда из-за неправильной зарядки, дорогие батареи Winston потеряли почти половину емкости всего за 150 циклов, потому что хозяин использовал зарядное в режиме для GEL свинцовых батарей. Формально по вольтажу режим соответствует напряжению литиевой батареи, но из-за другого профиля заряда литий оказывался постоянно перезаряженным.
Там же рассказано и про балансировку батарей, которую активно обсуждали тут. Если коротко - то балансировка в процессе необязательна после начальной балансировки и при правильной зарядке и эксплуатации.
Спасибо за оч ценную ссылку
Отправлено 25 августа 2021 - 15:38
Эпическая страница про литий на лодке, если вы можете читать на английком - LiFePO4 Batteries On Boats
Посмотрите самый первый пост этой темы, коллега.
Отправлено 25 августа 2021 - 15:52
Посмотрите самый первый пост этой темы, коллега.
Ага, я еще тогда не зарегистрировался, а информацию по литию начал собирать только последний год, чтобы избежать дорогих ошибок. В этой теме и паре соседних столько откровенной лажи, давно пора перевести эту страничку на русский и тыкать в нее при удобных случаях.
Батарею-то я собрал, но к ней надо еще столько дополнительно для обеспечения правильной эксплуатации (речь не идет о бмс) Так что вот просвещаюсь.
Отправлено 25 августа 2021 - 16:28
Всем привет!
Существенно на мой взгляд: после более полутора лет отсутствия моего присутствия на лодке 8 Винстонов по 400А потеряли где-то одну сотую вольта каждая. саморазряд намного ниже ожидаемого. батарея была отключена от сети и разобрана.
Отлично!
Я пробовал оставлять батарею 48в 75ач с подключенной бмс на 4 года. Бмс и саморазряд сожрали треть заряда за это время
В этом еще один минус бмс - они едят энергию. Но треть за 4 года - это тоже хороший результат.
Ага, я еще тогда не зарегистрировался, а информацию по литию начал собирать только последний год, чтобы избежать дорогих ошибок. В этой теме и паре соседних столько откровенной лажи, давно пора перевести эту страничку на русский и тыкать в нее при удобных случаях.
Батарею-то я собрал, но к ней надо еще столько дополнительно для обеспечения правильной эксплуатации (речь не идет о бмс) Так что вот просвещаюсь.
А что нужно дополнительно к лиферу, тем более, кроме бмс и балансиров, хотя и они не обязательны для правильной эксплуатации лифера?
Отправлено 25 августа 2021 - 16:48
А что нужно дополнительно к лиферу, тем более, кроме бмс и балансиров, хотя и они не обязательны для правильной эксплуатации лифера?
- правильная зарядка - профиль заряда под литий с коротким периодом абсорбции в конце заряда или вообще без него, с отключением заряда по окончании
- хороший источник тока - мощный альтернатор (чтобы заряжать быстро большим током) с напряжением под литий, а не свинец
- защита альтернатора по температуре, чтобы не сжечь
- защита альтернатора (и бортовой сети) от неожиданного отключения лития (бмс-кой)
- защита солнечного/ветрянного контроллера от неожиданного отключения лития (бмс-кой)
- защита от заряда при отрицательных температурах
- замена зарядных проводов и предохранителей, т.к. токи заряда лития много выше
Отправлено 25 августа 2021 - 18:27
Нет волшебного девайса который делает всё сразу. Ну и мои текущие мысли по этим пунктам имея ввиду мощную батарею 12В емкостью от 280Ач:
Зарядка
Благодаря тому что батарея мощная, то можно обойтись практическим любым источником с правильным напряжением, а не спецзарядкой. У лития простой профиль заряда, можно незначительно недозаряжать, т.к. бороться за лишние несколько Ач смысла нет. Поставить устройство слежения за напряжением на каждой ячейке (можно одно устройство, которое будет сканировать ячейки по очереди) и по достяжении напряжения на хотя бы одной ячейке 3.5-3.6в отключать заряд на продолжительное время. Некоторые производители зарядок утверждают, что у них есть профиль для лития, но это может быть не так. По напряжению оно может подходит, но по достижению напряжения на батарее заряд не отключается, а переходит в режим поддерживающего заряда (как для свинца) что убивает литий.
Защита для альтернатора
вариант 1
зарядное от Стирлинг:
- не умеет регулировать ток зарядки, но для мощной батареи это неважно. Я связывался с производителем, и они рекомендуют включать зарядное устройство лития на вход этого зарядного(WTF?!) или заряжать литий от свинца через DC-DC. В общем они озабочены, чтобы клиенты не спалили альтернатор мощным током (видимо из-за того что температурный сенсор означен в мануале как необязательный)
- защита альтернатора по температуре (маст хэв, игнорируйте запись в мануале, что температурный сенсор необязателен)
- зарядка стартовой свинцовой батареи одновременно с литием
- защита альтернатора от неожиданного отключения лития (свинцовая батарея остается нагрузкой альтернатора)
вариант 2
Я уже публиковал тут ссылку на разработку голландца. При помощи стандартных модулей можно следить за температурой альтернатора и снижать ток зарядки, чтобы его не сжечь. Устройство слежения за напряжением на ячейках из первого пункта должно уметь выключать альтернатор - отключать катушку возбуждения, следить за пропаданием тока зарядки и только тогда отключать батарею от заряда. Нерешенная проблема с отключением альтернатора - с него снимается сигнал для тахометра. Если для лития использовать отдельный альтернатор, то проблемы нет.
Защита солнечного контроллера
- выкинуть бмс (см. мысли внизу)
- отключать монитором напряжения солнечные панели (или подавать сигнал контроллеру, если у него есть вход разрешения), а не отключать батарею
Защита от заряда при отрицательных температурах
Простой температурный контроллер - не давать включать альтернатор, отключать зарядный провод через реле
Cтартовая свинцовая батарея
- нужен зарядник со свинцовым профилем от DC-DC преобразователя и заряжать от лития
Многочисленные ресурсы советуют заряжать наоборот - литий от свинца, но в этом случае теряется возможность заряда большим током, а альтернатор выдает небольшой ток ориентированный на заряд свинца небольшой емкости. Вердикт - отказать.
- отдельный альтернатор - один на свинец, другой на литий решают проблему
Еще мысли вслух:
- Если мы все равно следим за напряжением на ячейках и стоят предохранители на провода, то нафига нам БМС?
- Разрешение устройствам на заряд можно выдавать только когда напряжение батареи снизится ниже условных 12В при помощи монитора напряжения, тем самым мы обеспечиваем циклы заряд-разряд. Можно вручную "выдать разрешение", если мы отправляемся в путешествие и хотим подстраховаться - зарядиться от берегового электричества.
- Балансировать можно вручную скажем раз в год или при необходимости по показаниям монитора
Отправлено 25 августа 2021 - 18:41
Продумайте еще раз Ваши мысли Напридумали кучу систем, которых нет в природе. Осталось дело за малым - все это создать, потестить пару лет, исправить баги... И в путь ))
Собрано по следам чужого многолетнего опыта и чужих ошибок. Вдаваться в дискуссии не буду, т.к. уровень здешних дискуссий малопродуктивен и оставляет желать лучшего.
Отправлено 25 августа 2021 - 19:52
...давно пора перевести эту страничку на русский и тыкать в нее при удобных случаях.
Так она давно (в 18 г) и переведена. Ну, относительно - в сокращенном виде, зато с дополнением из еще одной статьи.
http://parusanarod.r.../2018/li/li.htm
Сообщение отредактировал Григорий Ш.: 25 августа 2021 - 19:53
Отправлено 26 августа 2021 - 01:27
- правильная зарядка - профиль заряда под литий с коротким периодом абсорбции в конце заряда или вообще без него, с отключением заряда по окончании
- хороший источник тока - мощный альтернатор (чтобы заряжать быстро большим током) с напряжением под литий, а не свинец
- защита альтернатора по температуре, чтобы не сжечь- защита альтернатора (и бортовой сети) от неожиданного отключения лития (бмс-кой)
- защита солнечного/ветрянного контроллера от неожиданного отключения лития (бмс-кой)
- защита от заряда при отрицательных температурах- замена зарядных проводов и предохранителей, т.к. токи заряда лития много выше
Хорошо бы давать советы после собственного опыта эксплуатации. С уважением.
Отправлено 26 августа 2021 - 10:45
Собрано по следам чужого многолетнего опыта и чужих ошибок. Вдаваться в дискуссии не буду, т.к. уровень здешних дискуссий малопродуктивен и оставляет желать лучшего.
Вы перемудрили. Если вы когда-нибудь соберете такую электросхему, мало того, что это обойдется в нереальный бюджет, так еще будет греться, отключаться не вовремя и работать несогласованно.
Отправлено 27 августа 2021 - 00:07
....
Если б так же рьяно, как спорят за терминологию, ставили литий и делились опытом, эта ветка форума была бы уже бесценной )
В принципе, тема лития как сервис-банк на лодке была раскрыта здесь на первых 10 страницах. Принципиально нового ничего нет. Пока)
Интересны только чьи-то конкретные инсталляции или какие-то отдельные заморочки и курьезы.
Отправлено 27 августа 2021 - 00:28
Трёп о терминологии уехал сюда: https://forum.katera...e-prosto-tryop/
Отправлено 30 августа 2021 - 17:24
В принципе, тема лития как сервис-банк на лодке была раскрыта здесь на первых 10 страницах. Принципиально нового ничего нет. Пока)
Интересны только чьи-то конкретные инсталляции или какие-то отдельные заморочки и курьезы.
2 существенные новости о лифере за последние полгода.
1. Лифер спокойно работает без балансиров и бмс в диапазоне напряжений 3-3.4В. И отдает при этом 100% своей паспортной емкости. И ячейки не разбегаются при этом. Могу заявлять об этом уже уверенно. Сезон уже к концу близится, а разбега ячеек все нет, даже в сотых.
2. Перегрев генератора двигателя, при работе на литий, решается заменой штатного регулятора напряжения на внешний трехпозиционный, с помощью которого напряжение генератора ограничивается 13.6В, а ток отдается в диапазоне 20-40% без перегрева генератора. 13.6В - это как раз максимальное безопасное напряжение, при котором ячейки лифера не разбегаются.
Отправлено 30 августа 2021 - 20:11
2. Перегрев генератора двигателя, при работе на литий, решается заменой штатного регулятора напряжения на внешний трехпозиционный, с помощью которого напряжение генератора ограничивается 13.6В, а ток отдается в диапазоне 20-40% без перегрева генератора. 13.6В - это как раз максимальное безопасное напряжение, при котором ячейки лифера не разбегаются.
Я бы назвал это не решением перегрева генератора, а избегание проблемы путем понижения эффективности работы в несколько раз. Вы не используете возможность быстрой зарядки лития. Да, это не всем нужно. Кто-то вообще ходит только днем и от розетки к розетке, ему заряжать батарею от генератора вообще не требуется, но давайте не называть это "решением"
Отправлено 30 августа 2021 - 20:52
2. Перегрев генератора двигателя, при работе на литий, решается заменой штатного регулятора напряжения на внешний трехпозиционный, с помощью которого напряжение генератора ограничивается 13.6В, а ток отдается в диапазоне 20-40% без перегрева генератора. 13.6В - это как раз максимальное безопасное напряжение, при котором ячейки лифера не разбегаются.
Мой штатный 80А альтернатор при постоянном токе 52-56А имеет температуру 68 градусов. Вчера померил специально, моторил 4 часа подряд. Двигатель 1600об/мин, альтернатор LR180-03. Интересно, что раньше он грелся до 100гр при этом же токе, а вчера вот так.
Есть регулятор заряда батарей, при отключении оного получил прибавку 2 Ампера.
Отправлено 30 августа 2021 - 21:42
Я бы назвал это не решением перегрева генератора, а избегание проблемы путем понижения эффективности работы в несколько раз. Вы не используете возможность быстрой зарядки лития. Да, это не всем нужно. Кто-то вообще ходит только днем и от розетки к розетке, ему заряжать батарею от генератора вообще не требуется, но давайте не называть это "решением"
Это как раз решение, чтобы генератор не перегревался. Простейшее и самое недорогое. Но не использующее возможность быстрой зарядки лития от генератора. Как вы сами говорите, это не всем нужно. Чтобы заряжаться большими токами, нужно ставить более мощный генератор, на 250А. От штатного генератора вы большие токи не получите. Но в моем случае это не работает - мало места, только генератор штатного размера подходит. У кого движки побольше и моторные отсеки побольше - поставят себе большой генератор и будут заряжать литий большими токами. Или от солнечных панелей, например.
Кстати, мне ничто не мешает получать с генератора токи 30-40А. У меня же это регулируется. Но в режиме ручного контроля напряжения.
Мой штатный 80А альтернатор при постоянном токе 52-56А имеет температуру 68 градусов. Вчера померил специально, моторил 4 часа подряд. Двигатель 1600об/мин, альтернатор LR180-03. Интересно, что раньше он грелся до 100гр при этом же токе, а вчера вот так.
Есть регулятор заряда батарей, при отключении оного получил прибавку 2 Ампера.
А чем ограничен ток 52-56А? На разных оборотах разный ток?
У меня тоже при 40А из 60А - не греется, имеет температуру движка, 70 градусов.
.
Сообщение отредактировал sergvg: 30 августа 2021 - 21:43
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей