Теория гидродинамики и лодка Махоткина под 10л.с
#826
Отправлено 02 сентября 2020 - 16:50
#827
Отправлено 02 сентября 2020 - 17:36
По ветру и против ветра совсем по разному идёт. Да, конечно, и это очень заметно.
И влияет поперечный ветер, решать многие проблемы приходится.
По управляемости: увеличил килеватость с 12 до 18градусов, стало рулиться слишком остро, вкручивается слишком резко, идёт потеря траектории на максимальной скорости, вернул обратно 12градусов.
Лучше 18 градусов, чем 12 Решение есть простое: строго рулить, даже скупо действовать, прогнозировать, учится управлять не по обратной связи, а опережать действия, уменьшать амплитуды руления, повышать скорость перекладки... как по учебнику, "плавно, быстро и точно" действовать.
И увеличение килеватости на катамаранах приведёт к возможности уменьшению тактических циркуляций, т.е. возможно круче заложить на более высокой скорости, и устойчивость на курсе улучшится.
Если ЧПВ поставить, предпочтительно уйти от румпеля и поставить ДУ, и лучше "спортивную" рулевую проводку. Потому как ЧПВ усилит поперечные моменты на румпеле.
Продольным реданом хотел уменьшить площадь глиссирования, но по факту сместил дельфинирование в зону больших скоростей, это напрягает.
Или напротив?
Попробуйте, поставите продольные реданы, примерно на 60...65% по ширине днище (от киля). От кормового среза и "по-батоксам", в носу -- как получится, вторично это. Очень важно сделать острые кромки!
Изменил наклон транца, трим можно добавлять, это хорошо, скорость ещё возрастла.
Лучше изменить винты!
Скорости, вообще то, на пределе, нужно увеличивать шаг винта и уходить на ЧПВ, скорости могут быть вообще на другом уровне, мощности достаточно на другой уровень скоростей.
Но! Это уже опасно (да и не 60км/ч тоже опасно!), шлем и хороший спасжилет -- строго обязательны!
Основная проблема, с которой хотелось бы разобраться это продольная раскачка( пробовал смещать центр масс вперёд, менять трим мотора на меньший, это помогает, но угол атаки падает и скорость соответственно тоже.)
На коротких заездах, когда хотят показать предельные скорости, настраивают на увеличенные углы атаки. Это искусство, расчёты возможны, но не на судостроительных уровнях бюджета. Но это очень сложные вопросы, их не любят.
Потому в более сложных условиях все настройки не столь радикальны, зато продольная устойчивость значительно стабильнее Например, на волне углы атаки/дифферент уменьшают, сопротивление/скорости -- это плата за стабильность и безопасность. Чувствовать ВСЕГДА эту грань скорости и безопасности -- это тоже искусство.
Начал думать о поперечном редане, какие ещё есть варианты?
Посмотрите примеры, я когда-то показывал, настройки на максимальных скоростях будет таковы, что все типовые варианты поперечных реданов будут абсурдны, реданы будут в воздухе.
Решения есть, но это не очень-то реданы, кстати. Потому как бы или ещё усложнять схему, или принимать компромиссные настройки, более реалистичные для долговременных режимов.
Это называется неустойчивое равновесие.
Да, однозначно так.
-https://www.youtube....h?v=_6IDpFGLL6o
Видно всё: и преимущества скорости на катамаранах (минимальные массы и мощность -- такие же, правила класса), и стабильность, малые радиусы циркуляции... и посмотрите, доведённые конструкции "парящих" катамаранов сейчас не "падают" на свод тоннеля на поворотах.
#829
Отправлено 03 сентября 2020 - 15:30
остались вопросы по вариантам как продольно стабилизацию попробовать выполнить. Заузить у кормы корпус с другой стороны от тоннеля? И замывание уменьшится у кормы. Но на глиссирование выход будет затруднён. Особенно если переходить на винт с большим шагом или чпв. Может попробовать корпус сделать из двух частей, не широкой и малокилевой у туннеля и более киллеватой к бортам?
Кстати надувные каты от баджера имеют очень узкий корпус и расширяются к балону.
Сообщение отредактировал wwwanton: 03 сентября 2020 - 15:31
#830
Отправлено 03 сентября 2020 - 19:43
Конечно, на гладкой воде у катамарана преимущество перед глубоким V. На волне картина будет другой. Хотя мне видится использование глубокого V в гонках глупостью.
Думаю, продольная устойчивость катамарана это проблема. Они регулярно взлетают. Потому что максимальное качество на небольшом угле атаки, а при внезапном увеличении угла на волне катер взлетит. Можно сделать какую то автоматику со сбросом подъемной силы. Но мне схема катамарана вообще не нравится. У меня есть свои обводы более простые и универсальные по волнению. Хотел бы найти партнера в Питере для постройки такой лодки из фанеры
#831
Отправлено 10 сентября 2020 - 10:39
Пробовал поперечные реданы, как у махотки, классический, все работает или в каких то диапазонах или при каких то центрах, но в принципе как и говорили гуру.
Остаётся вопрос дильфинирования, может подскажете, почему в поворотах он пропадает? Неужели Цт так сильно уходит вперёд на одной из лыж? Или может в другом причина?
#832
Отправлено 10 сентября 2020 - 11:12
Конечно, на гладкой воде у катамарана преимущество перед глубоким V. На волне картина будет другой. Хотя мне видится использование глубокого V в гонках глупостью.
Можно уточнить у какого катамарана преимущество на гладкой воде и где другая картина, например?
Почему глубокое V в гонках глупость, например?
#833
Отправлено 10 сентября 2020 - 11:22
ого катамаранщики заядлые подтянулись!!!Можно уточнить у какого катамарана преимущество на гладкой воде и где другая картина, например?
Почему глубокое V в гонках глупость, например?
Хотел спросить, видел фотки белого ката, а-ля stv,что с ним? И про форму его корпусов. Если я правильно понимаю у туннеля часть плоская, а дальше килеватость. Плоская часть в поворотах винт не завоздушивала? Какая ширина корпуса и какие параметры? И ещё центральная лыжа сильно скорости уменьшила и угла атаки?
Сообщение отредактировал wwwanton: 10 сентября 2020 - 11:29
#834
Отправлено 10 сентября 2020 - 20:44
ого катамаранщики заядлые подтянулись!!!
Хотел спросить, видел фотки белого ката, а-ля stv,что с ним? И про форму его корпусов. Если я правильно понимаю у туннеля часть плоская, а дальше килеватость. Плоская часть в поворотах винт не завоздушивала? Какая ширина корпуса и какие параметры? И ещё центральная лыжа сильно скорости уменьшила и угла атаки?
Если про этот, он в этом году воды не нюхал.
Есть катамаран побольше.
2019 ходил на рыбалку под AZP 9.9 бодро.
Есть идея его привести корпус в порядок и продать.
Но на это пока нет времени.
Тоннель полностью плоский, ничего не завоздушивается.
Ходил и на стальных винтах разных и на алюминии.
Центральной лыжи уже нет, сразу после первой навигации, лишний вес.
Корпус 4.6х1.8 тоннель 200мм.
Для водохранилища корпус маловат, но ходить можно...
Фото по гладкой воде тоже прилагаю...
Сообщение отредактировал hallucinogen: 10 сентября 2020 - 20:45
#835
Отправлено 10 сентября 2020 - 21:00
Я ничего нового не написал. Обводы типа "глубокое V" имеют невысокое гидродинамическое качество, но более мягкий ход на волне, чем плоскодонный катамаран. Эти катера имеют плюсы в гонках на большой волне, и то, не в этом виде, а хотя бы с лыжей по килю.
На фото вашего катамарана поймана похоже одна из фаз дельфинирования. Прокатиться так пару минут можно, но ехать в таком режиме некомфортно.
Сообщение отредактировал Zakhar8: 10 сентября 2020 - 21:03
#836
Отправлено 10 сентября 2020 - 21:27
...
Остаётся вопрос дильфинирования, может подскажете, почему в поворотах он пропадает? Неужели Цт так сильно уходит вперёд на одной из лыж? Или может в другом причина?
Это не правило. Гоночные катамараны в поворотах зачастую начинают "переступать" с корпуса на корпус - тоже разновидность автоколебаний. Всё очень конкретно.
#837
Отправлено 10 сентября 2020 - 21:27
Красивый))) не я не про тоннель спрашивал, а про форму корпусов( спонсонов ), видел фотку, что у них форма интересная( если ничего не путую) не одинаковой килливатости. Я столкнулся с тем, если килеватость ниже 10градусов, то в повороте резком винт завождушивается, поэтому и спросил.Если про этот, он в этом году воды не нюхал.
Есть катамаран побольше.
2019 ходил на рыбалку под AZP 9.9 бодро.
Есть идея его привести корпус в порядок и продать.
Но на это пока нет времени.
Тоннель полностью плоский, ничего не завоздушивается.
Ходил и на стальных винтах разных и на алюминии.
Центральной лыжи уже нет, сразу после первой навигации, лишний вес.
Корпус 4.6х1.8 тоннель 200мм.
Для водохранилища корпус маловат, но ходить можно...
Фото по гладкой воде тоже прилагаю...
На 9,9 туннель продувался? Какая скорость? Кстати какой вес ката?
На 60 какая максимальная была достигнута?
Прыжок на Волне зачетный)))
Сообщение отредактировал wwwanton: 10 сентября 2020 - 21:44
#838
Отправлено 11 сентября 2020 - 00:03
Я ничего нового не написал. Обводы типа "глубокое V" имеют невысокое гидродинамическое качество, но более мягкий ход на волне, чем плоскодонный катамаран. Эти катера имеют плюсы в гонках на большой волне, и то, не в этом виде, а хотя бы с лыжей по килю.
На фото вашего катамарана поймана похоже одна из фаз дельфинирования. Прокатиться так пару минут можно, но ехать в таком режиме некомфортно.
Видно, что ты не в теме вообще... Жду примеры!
Маленький катмаран мой 17градусов, сейчас лодка 20. Ох уж эти плоскодонки...
На фото нет дельфинирования и не было никогда.
Некоторые участники данной темы знают мои лодки.
#839
Отправлено 11 сентября 2020 - 00:35
Красивый))) не я не про тоннель спрашивал, а про форму корпусов( спонсонов ), видел фотку, что у них форма интересная( если ничего не путую) не одинаковой килливатости. Я столкнулся с тем, если килеватость ниже 10градусов, то в повороте резком винт завождушивается, поэтому и спросил.
На 9,9 туннель продувался? Какая скорость? Кстати какой вес ката?
На 60 какая максимальная была достигнута?
Прыжок на Волне зачетный)))
Лодка изначально задумывалась, как гражданская, с возможность дунуть.
На 9.9 не продувался, не под этот мотор лодка строилась.
Скорость на стандартном винте 30км.ч. вдвоем + 24л бензина + рыбацкий скарб.
Настройкой под 9.9 не занимался, есть плиты, но винтов пока нет...
Для рыбалки нет разницы 9.9 или 60.
На 60 максимально 75км.ч. вдвоем с 50л бензина.
Винт 11.25х18 РонХилл., обороты 5250.
Дальше кончился транец, нужно было переходить на ЧПВ.
Вес лодки точный сейчас не знаю, много отрезал.
Буду резать, пока не надоест. )))
Построил другую лодку, сейчас развлекаюсь с ней.
В походах дрова всегда возили на моей, удобней потом мыть.
С платформы удобно рыбачить, если волнение рыбалка из кокпита или кормовой платформы.
#840
Отправлено 11 сентября 2020 - 08:19
Лодка изначально задумывалась, как гражданская, с возможность дунуть.
...
В походах дрова всегда возили на моей, удобней потом мыть.
С платформы удобно рыбачить, если волнение рыбалка из кокпита или кормовой платформы.
Ну 75 это очень достойно. Блин сил 115-150 на него просится по моим меркам.
Что по новому кату? Более мореходный получился?
У старого какая ширина корпусов? И какая у нового. Высота тоннеля, старый 200, а новый? Ну и вообще различия!
Сообщение отредактировал Danev: 11 сентября 2020 - 10:13
#841
Отправлено 11 сентября 2020 - 09:47
Ширина корпусов 280 мм. Маленький кат под 60силами оптимально, тоже думал 90 мотор повесить, это актуально только для (дворовых) гонок.
Другая лодка, сейчас 6х2.2 планирую остановиться в габарите 6.5-7метров.
Под 90-115 сильным мотором поедет бодро, сейчас для проверки мне 60сил достаточно.
На новой лодке выходил только в полметровую волну.
Высота тоннеля в корме 400мм, разбираюсь с настройками, винтами. Одномоторная схема, есть свои приколы.
По ней делать выводы пока рановато, хотя теоретики уже все рассказали за катамараны в целом, что и как...
Я бы даже свои две лодки не стал сравнивать, разве что показать масштаб. Больше, меньше.
В остальном, каждый самодельный катамаран индивидуален. Строить и ходить!
Серийные катамараны внешне могут быть похожи, но иметь массу нюансов.
#842
Отправлено 11 сентября 2020 - 12:10
Ширина корпусов 280 мм. Маленький кат под 60силами оптимально, тоже думал 90 мотор повесить, это актуально только для (дворовых) гонок.
Другая лодка, сейчас 6х2.2 планирую остановиться в габарите 6.5-7метров.
Под 90-115 сильным мотором поедет бодро, сейчас для проверки мне 60сил достаточно.
На новой лодке выходил только в полметровую волну.
Высота тоннеля в корме 400мм, разбираюсь с настройками, винтами. Одномоторная схема, есть свои приколы.
По ней делать выводы пока рановато, хотя теоретики уже все рассказали за катамараны в целом, что и как...
Я бы даже свои две лодки не стал сравнивать, разве что показать масштаб. Больше, меньше.
В остальном, каждый самодельный катамаран индивидуален. Строить и ходить!
Серийные катамараны внешне могут быть похожи, но иметь массу нюансов.
Ширина корпуса 280мм не маловато? Особенно для 6метров или там они больше?
Я пробовал 250мм прикольно, но в медленных поворотах проваливаются. Но у меня и размеры меньше. Для высокого тоннеля и ширина корпуса должна быть.
Для высоких скоростей и лёгких корпусов, ширина не обязательна!
Белый ну прям для 80плюс км в час, его стихия там.
#843
Отправлено 11 сентября 2020 - 12:42
Делал бы обязательно лыжу на корпусе и редан с широкой лыжей.
Хотелось бы фото ваших корпусов.
Не могу пока придумать автоматику для продольной устойчивости. Но идеи есть. На 75 на такой штуке страшно
#844
Отправлено 11 сентября 2020 - 13:13
Я экспериментировал с корпусом с одной центральной лыжей, если правильно рассчитана ширина ничего не будет дельфинировать. Только на большой скорости начнёт поперечная раскачка мучить))) Если лыжа узкая и одна, ну и скорости высокие)Да, я не знаком с катамаранами и не фанат этой схемы.
Делал бы обязательно лыжу на корпусе и редан с широкой лыжей.
Хотелось бы фото ваших корпусов.
Не могу пока придумать автоматику для продольной устойчивости. Но идеи есть. На 75 на такой штуке страшно
Сообщение отредактировал wwwanton: 11 сентября 2020 - 13:24
#845
Отправлено 11 сентября 2020 - 20:59
Да, я не знаком с катамаранами и не фанат этой схемы.
Делал бы обязательно лыжу на корпусе и редан с широкой лыжей.
Хотелось бы фото ваших корпусов.
Не могу пока придумать автоматику для продольной устойчивости. Но идеи есть. На 75 на такой штуке страшно
Зачем тебе мои фото, если не фанат и не знаком...
Михаил выше все расписал...
#847
Отправлено 11 сентября 2020 - 23:29
#848
Отправлено 12 сентября 2020 - 00:00
Начал задумываться о геометрии тоннеля, если боковые стенки тоннеля сделать не вертикальными, а обратного наклона( расширение к плоскости тоннеля) мы уменьшим сопротивление. Да и поток жидкости в этом случае не будет затыкаться. И в поворотах зацеп должен лучше быть. Минус конечно матрицу не снять. А так плюсы вроде есть.
С этой целью вдоль внутренней стенки обычно выстраивают продольный редан, примерно на полвысоты тонеля. Любые попытки завоздушить вертикальную стенку действуют на ограниченном ее погружении под уровень ВЛ. Так что лучше работают "ступеньки".
#849
Отправлено 12 сентября 2020 - 00:17
С этой целью вдоль внутренней стенки обычно выстраивают продольный редан, примерно на полвысоты тонеля. Любые попытки завоздушить вертикальную стенку действуют на ограниченном ее погружении под уровень ВЛ. Так что лучше работают "ступеньки".
Ну можно и ступеньки.
Но обычно делают брызгоотбойники( и если я правильно понял, это ступенька в другую сторону) и они да отсекают поток, но они уменьшают объём тоннеля. Если кат разогнался, продулся то все хорошо и даже плюс, дополнительная аэродинамическая разгрузка. Но на разгоне или не на спортивном кате( с загрузкой) или на волнении, если поток доходит до этой ступеньки у транца, то это сильный тормоз.
#850
Отправлено 12 сентября 2020 - 00:37
Ну можно и ступеньки.
Но обычно делают брызгоотбойники( и если я правильно понял, это ступенька в другую сторону) и они да отсекают поток, но они уменьшают объём тоннеля. Если кат разогнался, продулся то все хорошо и даже плюс, дополнительная аэродинамическая разгрузка. Но на разгоне или не на спортивном кате( с загрузкой) или на волнении, если поток доходит до этой ступеньки у транца, то это сильный тормоз.
С чего вы взяли что тормоз? Брызгоотбойник эффективен при соблюдении простого правила глиссирования: сопротивление давлений должно быть равно сопротивлению трения. Замыв вертикальной стенки это конечно косяк. Добавление ступеньки тоже косяк, но если цена вопроса - реальное уменьшение смоченной, то на ступеньку стоит пойти. Решает конкретное соотношение смоченных длин и погружений.
При малом удлинении несущей поверхности (порядка единицы) не вижу смысла заниматься внутренней стенкой туннеля. Разве что для разгона.
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей