Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Реставрация микро-мотолодки "Бесёнок".

Бесёнок реставрация корпус из композита

Сообщений в теме: 53

#1 daniloff evgenij

daniloff evgenij

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 584 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 05 января 2020 - 11:12

   Дабы не засорять тему https://forum.katera...-3#entry2354865 в подфоруме "Стеклопластиковое судостроение" непрофильной информацией, начну здесь рассказ "он-лайн" о восстановлении корпуса "Бесёнка" (короче - Б-1) после его верной службы в течение сорока с хвостиком лет.

   Итак, эскиз Б-1 родился летом 1975-го, корпус строился до лета 77-го; тогда же и состоялся первый спуск на воду. На него устанавливались подвесные моторы Прибой (5 л.с.), Ветерок-8Э, Вирь (20 л.с.), Привет (22 л.с.), Меркури-F6 (6 л.с.) и Хонда-BF20D2K. Эксплуатировали Б-1 в основном на Береславском водохранилище ВДСК им. Ленина и, реже, на Волге, ниже и выше плотины Волжской ГЭС. Последний раз был на воде прошлым летом.

   Причины начала работ - износ ЛКМ; неидеальное состояние - местами! - деревянного набора корпуса и фанерной зашивки носовой деки/палубы; несоответствие интерьера корпуса современным эстетическим требованиям с учётом доступности хороших современных лакокрасочных материалов; изначально некачественное исполнение наружных поверхностей днища, бортов и транца - циклические операции шпаклёвки/шлифовки/выведения до состояния пасхального яичка/грунтовки/окраски не выполнялись принципиально в угоду достижению функциональных показателей мотолодки.

   А вот теперь и время появилось, и электроинструменты с материалами, и научился чему-то... Не то, что было при строительстве - рубанок, молоток и стамески, два табурета и ручная ножовка по дереву для раскроя фанеры; никаких тебе шуруповёртов и прочих реноваторов. 

   Так и собирал шпангоуты и затем корпус в целом на клею (ЭД-6/-20 с ДБФ и ПЭПА) с запрессовкой гвоздями Ø1,2х22 мм. То есть, тупо строительную фанеру марки ФК s=4 мм прибивал гвоздиками к набору из сосновых реек, с шагом от ~35 до ~80 мм, простым молотком 0,3 кг. Лишь бы смола чуть выдавливалась, да не были заметны ямки на фанере вокруг шляпок гвоздей. И от них-то первый приятный сюрприз: ни один не съела ржавчина! Даже шляпки. Хотя собственно фанера вокруг них, лишь поверху, миллиметровой каёмочкой, почернела. Фото выложу попозже.

   Все видимые гвозди, точнее их шляпки, визуально примерно одинаковые. И видны потому, что от линии Б вверх корпус не оклеивался стеклотканью, а пропитывался смолой; бак покрывался нитролаком; ниже - всё оклеено стеклотканью неизвестной марки, где-то средней плотности (200...300 г/м2, как помнится).

   Второе - без особых усилий вывернулись немногочисленные шурупы, которыми носовая дека была притянута к бимсу; притом никаких мер, типа окунания шурупов в солидол, не принимал. Собственно дека от набора отрываться не собирается! Клеевые швы как по букварю - сильно прочнее набора и обшивки. Но материал деки от нарушения лака и, чего уж там, плохого внимания к состоянию его, лака, пошёл трещинами, очагами потемнел. Грибок появился... В общем, начинаю с замены носовой деки.

   Пошёл делать фото...

 

С уважением - Е.Д.


  • 7

#2 malez

malez

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:чусовой

Отправлено 05 января 2020 - 13:28

Глядя на такое долголетие может я когда нибудь и изменю свое отношение к фанерным лодкам, пока сталь для меня интересней и проще. В любом случае эта долгожительница заслуживает уважения.


  • 1

#3 daniloff evgenij

daniloff evgenij

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 584 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 05 января 2020 - 13:59

   Общий вид Б-1 в эллинге:

 

IMG_9426.JPG    - и деки в частности:   IMG_9416.JPG    - сереют участки с нарушениями ЛКП.

 

   Выше было сказано:  "Собственно дека от набора отрываться не собирается! Клеевые швы как по букварю - сильно прочнее набора и обшивки." - так и пришлось поработать стамеской и молотком в районе левого переднего угла кокпита, обнажились гвоздики:

 

IMG_9414.JPG    Троечку вытащил аккуратно:   IMG_9427.JPG    - как позавчера забивались!

 

   В основном коррозия на участках гвоздей, находившихся в слое фанеры. Ну, и головки гвоздиков под ненарушенным слоем лака. Или смолы, теперь уж и не понять:

 

IMG_9418.JPG    IMG_9420.JPG    

 

   Из анализа увиденного и... раскуроченного план вытекает такой:

- вырезка участков деки между элементами подпалубного набора;

- снятие оставшихся полосок фанеры с бимсов и стрингеров, удаление гвоздей, без порчи инструмента по-возможности;

- зачистка и выравнивание набора под монтаж новой деки (ФСФ s=4,5 мм), от носа до переборки рецесса;

- закрытие дельта-образного носового микро-транца наделкой из древесины мягкой породы. В продолжение абриса форштевня. Липа? А где найти?...

 

С уважением - Е.Д.

 

PS: А ещё надо бы пустить по реечке-стрингерочку внутри кокпита, чтоб руками опираться не на ребро, а на площадки миллиметров по 50...80. Когда будем восседать на креслах пилота и штурмана, то исть  :)  B) 


  • 8

#4 Ptr

Ptr

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 504 сообщений
  • Из:Моск. обл.
  • Судно: - Спутник-15
  • Название: -

Отправлено 05 января 2020 - 14:23

Очень познавательно! Почти "50 лет в строю".

Липу можно найти там, где продают материалы для постройки бань.


  • 1

#5 VladPK

VladPK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 262 сообщений
  • Из:Забайкалье
  • Судно: Парусно-моторное
  • Название: Дешулан

Отправлено 06 января 2020 - 15:09

Это ЛКП у меня на деревянных леерах (ручках) на рубке надо два раза за лето лакировать.
Лак правда... на банке написано "яхтенный", но обыкновенное дерьмецо.


  • 0

#6 rbt06

rbt06

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 705 сообщений
  • Из:Люберцы
  • Судно: катер
  • Название: Тюлень

Отправлено 07 января 2020 - 09:02

Имеется липа в брёвнах сухая,лежит в сухом месте лет 10.

Могу привезти,через 104 дня. :D


Сообщение отредактировал rbt06: 07 января 2020 - 09:05

  • 2

#7 daniloff evgenij

daniloff evgenij

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 584 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 07 января 2020 - 10:38

Имеется липа в брёвнах сухая,лежит в сухом месте лет 10.

Могу привезти,через 104 дня. :D

 

Женя, спасибо! Нашёл кусочек практически рядом. Хотя... Вези!   :D

 

Начал курочить демонтировать деку:

 

IMG_20200107_122735_1.jpg    Выкинул лишний бимс:   IMG_20200107_123355_1.jpg

 

Днище изнутри надо будет отмывать, с химией против грбка/плесени. Но в целом донышко - под зачистку, шлифовку, шпаклёвку и т.д. Лишь в одном месте (в следующей шпации от той, где тряпочкой протёрто пятно) фанера испортилась на два слоя вглубь; возможно, поставлю заплатку, площадью в пару почтовых открыток:

 

IMG_9425.JPG    Подставка "из ... и палок", с колёсиками, помогает:   IMG_20200107_123506.jpg    

 

Потом переставить, поможет и при работе по днищу, вверх килем.

После удаления "лишнего" корпус Б-1 кажется просто невесомым... Наслаждаюсь процессом.

Задумываюсь о заказе смолы низкотемпературного отверждения. Где-то в Питере. Ребёнка напрягу слегка. Ну, и тонкой стеклоткани нужно на новую деку. Там же прикупить.

 

 

С уважением - Е.Д.


  • 5

#8 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 285 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 07 января 2020 - 17:35

Женя, спасибо! Нашёл кусочек практически рядом. Хотя... Вези!   :D

С уважением - Е.Д.

Эх, я бы тоже был бы не прочь липой разжиться.  :shuffle:  :)


  • 0

#9 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда.

  • Вахтенный
  • 17 109 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 07 января 2020 - 17:52

Эх, я бы тоже был бы не прочь липой разжиться.  :shuffle:  :)

Тут есть https://www.google.c...chrome&ie=UTF-8


  • 2

#10 daniloff evgenij

daniloff evgenij

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 584 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 07 января 2020 - 18:09

Эх, я бы тоже был бы не прочь липой разжиться.  :shuffle:  :)

   Всё, Дима, ждём Евгения с бревном. Нет, с двумя.  :D  :P


  • 1

#11 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 285 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 07 января 2020 - 18:17

   Всё, Дима, ждём Евгения с бревном. Нет, с двумя.  :D  :P

Ждём! :D  


  • 0

#12 rbt06

rbt06

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 705 сообщений
  • Из:Люберцы
  • Судно: катер
  • Название: Тюлень

Отправлено 08 января 2020 - 09:22

Ждём! :D  

Я с прицепом,так что два,так два.Ложек нарежете!


  • 0

#13 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 285 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 08 января 2020 - 19:24

Я с прицепом,так что два,так два.Ложек нарежете!

ЗдОрово!  :D


  • 0

#14 daniloff evgenij

daniloff evgenij

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 584 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 20 января 2020 - 11:49

   Каникулы кончились. Как и терпение ждать потепления в эллинге.

   +2ºС, что внутри, что за бортом.

   

   Протестировал клей - смола ЭД-20 + отвердитель Этал-45М:

- палкой с трудом выковыривается смола из канистры, затем легко плавится феном и, пока тёплая, сливается в стакан, стоящий на весах, граммов 10...20. Минута, и опять "засахаренный мёд";

- самотёком, в консистенции жидкой сметаны, без подогрева, в стакан со смолой на весах заливается отвердитель, ровно в половину веса смолы;

- замес, как ни странно, идёт довольно приятно, отвердитель сразу растворяет смолу, приобретается текучесть почти исходного отвердителя;

- клей наносится на обе склеиваемые детали, которые фиксируются саморезами и струбцинами.

   Поверхности в месте клеевого шва немного прогреваются феном для первоначального впитывания клея. Но без фанатизма, чтобы клей, перегревшись, не потёк.

   Через сутки при указанной температуре капли клея, выдавленные из шва, практически перестают липнуть, но легко продавливаются ногтем; через двое - почти стекло, не менее шестидесяти процентов набора прочности, можно смело пилить-строгать.

   Тестом сего клея остался доволен. Действительно работает в неотапливаемом помещении!

   

   Ну и, раз такое дело, вклеил в корпус Бесёнка основу для нового контура кокпита - стрингера на бобышках:

 

IMG_20200120_122947_1_1.jpg    и   законцовку носа на форштевне:   IMG_20200120_122947_1.2.1.jpg

 

   Ввиду повышенной кривизны стрингеров в районе шпации № 2, во избежание растрескивания сосновых реечек сечением 10 на 20 мм, выполнил их, стрингерочки, ламинированием на бросовой дощечке с обрезками стального уголка 40х40х3 мм. Заранее, дома, в тепле, клеем из той же смолы с пластификатором ДБФ и отвердителем ТЭТА:

 

IMG_9435.JPG    IMG_9443_1.JPG    IMG_9445.JPG

 

   Кстати, три-четыре года назад те же фиксаторы-уголочки использовал при ламинировании деталей продольного набора микро-мотолодки "проекта Б-2". Хорошо, никуда не задевались, а то бы... :)

   На очереди установка коротенького стрингерочка в диаметральной плоскости (ДП), от форштевня до бимса шп. № 1, и выравнивание набора в целом под установку деки.

 

С уважением - Е.Д.

 

PS: Прошу извинения у аксакалов за излишне подробный текст. Возможно, молодым будет интересно, а то и полезно.


Сообщение отредактировал daniloff evgenij: 20 января 2020 - 16:27

  • 4

#15 Раблампы

Раблампы

    Каждая мечта имеет свою цену.

  • Мастер
  • 3 382 сообщений
  • Из:Воронеж
  • Судно: "Фанбот-370"
  • Название: "Нарушитель".

Отправлено 21 января 2020 - 08:17

В своих "смольных" делах не имея отапливаемой мастерской я с похолоданием на улице делаю так ; ЭД 20 и отвердитель Этал 45 храню в тёплом + 25 С помещении и когда надо что-то поставить на смолу я беру весы, тёплую тару, аэросил и в тепле по быстрому буторю раствор и бегу в мастерскую где всё уже подготовлено. Потом феном погреть надо несколько раз.

Важна температура смолы и отвердителя при смешивании.

Гарантировано хороший результат в таких условиях (чуть ниже нуля ) даёт отвердитель АФ-2 , он же "Этал 17", но он очень быстрый. 


  • 3

#16 daniloff evgenij

daniloff evgenij

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 584 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 21 января 2020 - 10:30

   Приветствую аксакала форума!  :)

 

   Поскольку гараж-эллинг далеко от тёплого помещения, то делаю реально, как описал выше. Да и объёмы клея развожу мизерные. Ведь в ремонте бОльшую часть времени занимают изготовление деталей по месту, их подгонка, контрольная сборка на саморезах и струбцинах, кумеканье - что да как... А сборка с клеем - от силы полчаса на узел в пять-десять шовчиков.

   Про АФ-2 инфа интересная, спасибо. но... Есть в наличии Этал-45-й, результаты устраивают, не течёт, не капает, всё ОК. Ребёнок его же ещё закупил, вместе с тонкой тканью. Оклейка будет строго по теплу и с отвердителем ТЭТА.

   В общем, ремонт продолжаю.  ;)

 

С уважением Е.Д.


  • 3

#17 daniloff evgenij

daniloff evgenij

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 584 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 22 января 2020 - 10:22

   Бимс шп. № 1 усилен фанерной накладкой s=6,5 мм. В ДП вклеен стрингерочек сечением 22х35 мм, с опорой на киль и на вырез в накладке на бимс № 1:

 

IMG_20200122_122238_1.jpg    IMG_20200122_122422_1.2.jpg

 

   Монтаж набора под деку закончен. Далее - выдержка дня три, чтобы не сильно опасаться трещинообразования по клеевым швам. Так-то, органолептически, при постукивании кулаком по бимсу и стрингерам ( :) ), набор производит впечатление единого целого, притом жёсткого, но - бережёного Б-г бережёт.

   Потом будет выравнивание набора рубанками, шлифмашинками, раскрой фанеры с разметкой карандашом по месту, с небольшим припуском на чистовую обработку. Ориентация внешних слоёв трёхслойной фанеры поперёк корпуса, чтобы обеспечить достаточную жёсткость на изгиб/прогиб деки за счёт минимизации пролётов между опорами (Как укладка досок на тетивы пролёта моста поперёк, а не вдоль. Сопромат, однако...  :P )

   Подождём-с.

 

С уважением - Е.Д.


  • 4

#18 Раблампы

Раблампы

    Каждая мечта имеет свою цену.

  • Мастер
  • 3 382 сообщений
  • Из:Воронеж
  • Судно: "Фанбот-370"
  • Название: "Нарушитель".

Отправлено 22 января 2020 - 14:51

Чем объяснить выбор ТЭТА , как отвердителя ? я только читал о нём. 


  • 0

#19 daniloff evgenij

daniloff evgenij

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 584 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 22 января 2020 - 15:03

Чем объяснить выбор ТЭТА , как отвердителя ? я только читал о нём. 

 

   Да всё просто.

   Будучи в Питере, заехал в магазин смол и тканей на Сызранской,16, за тонкой стеклотканью. Выбрал, купил. Смотрю, на полке комплект, ЭД-20 в пятилитровой канистре + ТЭТА в пол-литровой бутылке. А ПЭПА-то и нет, ни так, ни комплектом... Поспрашивал, как клеить, что по свойствам. Ну, и купил комплект.

   Дома пробовал, потом на всю лодку Б-2.0 вместе с оклейкой хватило. Ещё литра полтора смолы осталось. И ТЭТА.

   Доволен. Гут.

 

С уважением - Е.Д.

 

PS: Они и рассылать могут, по крайней мере, раньше так было. https://smola-steklotkan.ru


  • 2

#20 dimali1069

dimali1069

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 557 сообщений
  • Из:санкт-петербург
  • Судно: нева
  • Название: нева

Отправлено 22 января 2020 - 20:47

Почем у них смола?
  • 0

#21 daniloff evgenij

daniloff evgenij

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 584 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 27 января 2020 - 10:38

Почем у них смола?

 

Коллега, у Вас выход в интернет имеется? Если да, то вопрос снимется сам собой.  ;)  :P  :D

 

А мне ребёнок прислал ткань и отвердитель, купленные "у них", на Сызранской, д. 16.

Маленький праздник:

 

IMG_20200127_140944_1.jpg    IMG_20200127_143050.jpg

 

На пакете с тканью видно марку, ширину (107 см) и длину куска; на этикетке флакона - марку отвердителя и основные ТТХ. Обратите внимание на рабочий диапазон температур Этала-45М.

 

 

С уважением - Е.Д.


  • 4

#22 rbt06

rbt06

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 705 сообщений
  • Из:Люберцы
  • Судно: катер
  • Название: Тюлень

Отправлено 27 января 2020 - 12:13

При нуле,уже можно состарится пока затвердеет.


  • 0

#23 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 285 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 27 января 2020 - 12:24

При нуле,уже можно состарится пока затвердеет.

При -7 не пробовал 45-й, а при -5 пробовал. Твердеет как при +20 - за сутки. Пропитывать не решился бы, а приклеивать - без проблем.

 

Отец моего товарища  построил лодку ещё в середине 80-х . Клеил зимой эпоксидом с ПЭПА, запрессовывая шурупчиками. Типа весна придёт - всё затвердеет. Лодка до сих пор жива и здорова. :)


  • 2

#24 daniloff evgenij

daniloff evgenij

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 584 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 27 января 2020 - 12:25

При нуле,уже можно состарится пока затвердеет.

 

Жень, за два-три дня не состаришься, зато строгать-пилить - вполне себе, по истечению оных. Проверено мною.

 

С уважением - Е.Д.


  • 3

#25 daniloff evgenij

daniloff evgenij

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 584 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 03 февраля 2020 - 16:25

   Ну что сказать про работу с клеем ЭД-20 + Этал-45М... Реально встаёт этой зимой за пару суток, ногтем не продавливается, электрорубанком - вибрация! - склеенные узлы обрабатываются без растрескивания швов, без наволакивания на барабан с ножами.

   Пока ждал отвердитель с тканью, потокарил немного. Получился удлинитель румпеля:

 

IMG_20200203_161939_1.jpg    Примерил:   IMG_20200203_161037.jpg

 

   Вот что можно получить из черенка лопаты для уборки снега известной фирмы Fiskars (не реклама!) и капролонового круга Ø50 мм!  :)   :P

   Из второй половины листа ФСФ s=6,5 мм вырезал заготовку пайола, надо подгонять:

 

IMG_20200203_173547.jpg    IMG_20200203_181410_1.jpg    - и готовить кильсон под пайол, в ДП лодки.

 

   Почему второй половины? Да первая пошла на пайол же в микромотолодку Соло-Б2.0. Отличный был листик! С поперечным направлением наружных слоёв пятислойки сорта 2/2.

 

 

С уважением - Е.Д.


  • 6



Ответить



  



Темы с аналогичным тегами Бесёнок, реставрация, корпус из композита

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей