День добрый всем зашедшим в эту ветку форума.
С наступающим праздником Нового 2021 Года!
Собственно, начну с основного – хотелось бы услышать мнение и комментарии завсегдатаев форума, по следующей задаче:
Проект не коммерческий.
Основные вводные характеристики:
1. Длина судна – до 4 м (не регистрируется в Украине)
2. Максимальное водоизмещение – 350 кг номинально (до 400 кг максимально).
3. Хорошая остойчивость в статике – рыбалка для двух человек.
4. Мощность двигателя - до 5 л.с. (включительно).
5. Ширина корпуса - позволяющая ночевать на судне вдвоем (тент над головой с опускающимися боковинами, а-ля палатка).
6. Управление мотором – только румпельное.
7. Скоростные показатели – наибольшая возможная скорость при максимальном водоизмещении с двигателем 5 л.с.
8. Материал корпуса – стеклопластиковый лист с прикаткой на стыках (первоначальный план).
9. Волнение - до 0,5 м
Прежде всего интересует мнение теоретиков и практиков форума по поводу выбора оптимальных обводов по вышеперечисленным пунктам.
С уважением.
Хорошие у вас новые условия в Украине. в РБ у нас всн по старому - без мотора, до 250 иоли 350кг, по длине вроде нет у нас ограничений (хотя надо глянуть).
Ваша высота борта - для волны выстой 0.3м + рыбалки очень мала, я бы сделал 0.45-5м (особенно если это рыбалка).
Длина мала, но более 4м не пройдет без регистрации.
По комфорту лучше - что-то типа Джон Бот шириной 1.8 а лучше 2метра. Днище лучше плоское или почти плоское, нос срезан под плоский (от этого ширина в носу шире - это лучше остойчивость когда по бортам ходишь, и лучше комфорт если вместиться в 4м).
Ходили на водохранилище 0.3х1км (волна бывала и 0.3м) в 1980-х на алюмиевом таком (серийном) джон боте.
Из плюсов - остойчив - 2 пацана по 50-60кг из 4х могли вдвоем идти по борту без проблем (испытывали "ради интереса" но на мелокводье же - 0.5м). Из минусов волна 15см в раза 3 громче плюхает - особенно это заметно по шумупо "громкому" алюминию а не по жесткому подкидыванию корпуса на волне, чем на обычных деревянных плоскодонных лодках что строили из досок в деревнях (по всей СССР). Остойчивость выше вяких похвал если идти по борту - если сравнить с этими деревянными лодками макс шириной 1м (на них запросто удлететь за борт и или перевернутся с вместе с лодкой если встал и пошел к борту). Но алюминий тяжел - если с крыши авто снимать. Мы в 4-м (6-й класс средней школы - её метров 10 тащили до воды - было легко - вес её где-то был около 60кг (это легко, примерно как 2 ведра картошки тянуть осенью в деревне с участка 25-50 соток).
По скорости так пойдет (а возможно и быстрее) катамаран 4х2 (а лучше 2.5м шириной) - 2 поплавка длиной 4м шириной 0.25м осадкой 0.25м, высотой поплавка 0.6м.
По материалу - легче будет фанера, оклеенная снаружи 2-3-мя слоями стеклоткани Т-100 - 100грамм на м2, с пропиткой эпоксидной смолой будет 250грамм на м2 (стеклоткань+ эпоксидка). Поскольку поплавки имеют малую ширину и высокая жесткость поэтому - их можно сделать из 3-ки фанеры без шпангоутов - это снижение веса. Однако "по длине" корпус нужно будет "армировать" деревянными вставками 5 шт 4м х25м х 80мм "стоя" к днищу, стеклотканью приформовывается узкой стороной, 0.3мм, а на ствыках с днищем 0.5мм пластика хватит. Ширина стеклоткани по днищу в раза 4 больше ширины (25мм) - по 100мм с каждой стороны (толщина от основания до краев пл днищу сходит с 0.3-.05мм до 1-2х слоев Т100). Возможно можно и фаенерой 20мм, но она высотой 80мм - плохо гнётся (почти не гнется) поперек + еще при таком гнутье - большие напряжения в фанере и клеевом шве листов фанеры..
Деревянная плоскодонная лодка из деревни - унас была примено такая, но это на 1чел. У нас были на 3чел - выше борт в 2 раза, и шире в раза 1.5. Многие из них "текли" хоть швы бутумом были промазаны и просто стояли у деревни. Не сильно текли те лдки, что по половину транца имели воду внуктри, а нос на берегу же. Мы пацанами несильно текущую лодку "угоняли" на 2-4 часа. Перевернем, возмпем соббой консервную банку чтоб вычерпывать если что (а то попадали пару раз что набирает воду быстро ( 30мин). Затем конечно же лодку ставили на место.
Идеальное удлинение поплавка по КВЛ где-то 27-35 (профиль примерно как на немецких подводных лодках), примерно 6x0.2x02м 2 поплавка . осадка 0.2, высота поплавка 0.6м. 360кг полного водоизмещения. Но по вашим законам - нужна её регистирация в ГИМС.
и двигатель с надежным, закаленные шестерни, редуктором с большим предаточным числом, чтобы 25кмч было, и расход топлива очень мал - там для 20кмч хватит и 1.5лс. (если н против ветра и волна 0.05-0.15см). По комфорту я бы сделал 2.5м шириной. Наверное вскоре этим и займусь - такой катамаран по нашей Березине и Днепру - хорош.
Правда хочется кондей впилит в лодку, староват я уже стал (51 год) - хочется комфорта - жарко летом, кожа тела липкая. У меня есть дешевые элементы пельтье с ибэй - можно на них замуть простой кондей, КПД элементово пельте по охлаждению/нагреванию - при низком отличии температур входа и выхода и низких токах 1/20-1.10 от номиналдьной мощности - по кпд почти как компрессорные кондиционеры и холодильники. Да, можно и на компресоре от например холодильника Атлант замутить (135ватт компрессор, охлаждение/нагрев в 3.5 раза больше), но для них нужно чтобы было 220в, (у меня есть компрессор и фреон, и заряжал холодильники ими - 5лет работает мой отлично) и рассчитать контуры холодильника и т.д., - это слегка гемморой. А пельтье - на 12-24в пашет напрямую, но конечно же на Пельте там есть моменты. Но он бесшумен. И имея холодную воду - КПД пелтье - приближаится к КПД комрессорных или даже равен им.
Сообщение отредактировал VikingLiner: 31 декабря 2020 - 22:53