Завтра будет обсуждение плана реализации федеральной концепции развития яхтенного туризма.
Буду представлять наше предложение - откорректированный текст с учетом поступивших предложений Изменения выделены крупным шрифтом). Финальный текст ниже:
В связи с вашим обращением о подготовке предложений по реализации Концепции развития яхтенного туризма в РФ, прошу вас включить в итоговый документ следующие предложения:
1. «V. Основные направления…».
1. Принципы:
Оптимального насыщения территории. Марины должны быть разделены на марины класса А и марины других классов, марины для приема маломерных судов и супер яхт. Необходимо определить потребность в маринах максимального сервиса и маринах ограниченного сервиса по каждому определенному в концепции региону (необходимость максимального насыщения сервисом рациональна для марин предназначенных на обслуживание суперяхт и ограниченного количества марин, расположенных в особо привлекательных местах). Необходима разработка соответствующей адресной программы с ее обсуждением с местной яхтенной общественностью и местной администрацией.
2. «Деятельность по развитию яхтенного туризма должна осуществляться с учетом требований по обеспечению обороны страны и безопасности государства»
Необходима разработка согласительных процедур между региональными администрациями и федеральными ведомствами (МО, ФСБ, Минтранс и др.), с созданием координационного совещательного органа при Президенте РФ, который будет рассматривать разработанные региональные отраслевые программы, концепции и стратегии и потребности федеральных ведомств по использованию территорий и акваторий и корректировке законодательства с целью обеспечения учета интересов развития регионов и интересов федеральных ведомств, имея ввиду термин безопасность, как, в том числе, и экономическую безопасность и обеспечение условий развития экономики регионов.
3. «VI Нормативно-правовое регулирование в области яхтенного туризма»
Необходима разработка поправок в законодательство (основные поправки сформулированы в Концепции развития яхтенного туризма в Санкт-Петербурге, принятой в 2018 году). Предложения по реализации концепции прилагаю.
Необходимы также поправки в законодательство с целью открытия пунктов пропуска по предложениям региональных властей с ограниченными сроками открытия и обеспечением их финансирования из федерального бюджета, а также обеспечения возможности и упрощенных процедур размещения временных и сезонных пунктов пропуска на дебаркадерах модульного типа, которые могут размещаться при проведении яхтенных мероприятий в удобных для яхтсменов местах около границы и с целью обеспечения трансграничного траффика туристских яхт. Необходима корректировка ведомственных нормативных актов с целью приравнивания процедур контроля маломерных судов к процедурам контроля легкового автотранспорта с гарантированным максимальным временем, затрачиваемым путешественниками на такие процедуры.
Необходимо разработать процедуру создания списка значимых региональных мероприятий, утверждаемых правительством РФ, которым оказывается содействие всех федеральных и региональных ведомств и органов власти.
Необходимо внесение поправок в ведомственные и региональные нормативные акты по существенному ограничению размеров пограничных зон, снятию ограничений с посещений внешних островов и сокращению размеров и времени закрытия акваторий, заходы в которые ограничиваются федеральными ведомствами.
С целью формирования спроса необходимо распространение принципов автокредитования на кредитование покупателей маломерных судов, а также снятие ограничений на коммерческое использование маломерных судов и их регистрацию в едином регистрационном органе, предпочтительно – в МВД, как имеющем наибольший опыт в регистрации автотранспорта и разветвленное представительство в регионах. Необходимо отменить требование по наличию лицензии на управление маломощными судами размером до 8 м, которые эксплуатируются на внутренних водоемах.
С целью формирования спроса на чартерный флот необходимо взаимное признание лицензий на управление маломерными судами и интернационализация внутренних водных путей (пиктограммы, англоязычный персонал шлюзов и контрольных органов и т.п.).
С целью создания привлекательности ВВП России необходима разработка мер по обеспечению личной, имущественной и навигационной безопасности на ВВП.
4. «VIII Кадровое развитие яхтенного туризма»
С целью подготовки специалистов по проектированию и эксплуатации инфраструктуры яхтинга необходимо внедрение в образовательных учреждениях программ подготовки управленцев, проектантов и экономистов специальностей яхтенные марины и их инфраструктура, возможно, в рамках подготовки специалистов по портовым сооружениям, а также специалистов по яхтенному туризму и яхтенным событиям.
5. «IX Основные показатели эффективности яхтенного туризма»
Основным показателем эффективности является выручка участников рынка (включая швартовку, береговую инфраструктуру марин, зимнее хранение, техническое обслуживание, снабжение судов запасами, доходы торговли, общепита, развлекательных и спортивных сооружений, судостроения, проведение яхтенных событий, и рекламы) и удельные доходы участников рынка на одну лодку и на одного яхтенного туриста. Также, в качестве показателя нужно учитывать количество вовлеченных граждан в яхтинг, количество рабочих мест в яхтинге и сопутствующем бизнесе, количество российских и иностранных (по странам) лодок, пересекающих границу в оба направления и количество дней, проведенных яхтенными путешественниками в России.
Для внедрения учета по этому показателю необходима разработка системы учета денежных потоков, совместно с операторами платежных систем. Такая система станет источником оперативной информации об эффективности не только яхтинга, но и других видов туризма.
6. «X. Реализация концепции»
При разработке дорожной карты необходимо учесть выше приведенные предложения и предложения Концепции развития яхтенного туризма в Санкт-Петербурге в части корректировки законодательства (прилагаю).
Дорожная карта должна включать разработку региональных адресных программ с соответствующим анализом спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках, разработкой финансовых механизмов реализации программ на основе государственно-частного партнерства (Федеральные Законы № 115 и 224), обоснование бюджетной эффективности участия государства в финансировании создания гидротехнических сооружений.
7. «XI. Финансовое обеспечение».
Финансирование развития яхтинга должно строится не только на бюджетном финансировании (реальность которого в сегодняшних условиях неочевидна), а на государственно-частном партнерстве, обеспечивающем бюджетную эффективность такого участия, которая обоснована в Концепции развития яхтенного туризма в Санкт-Петербурге и должна быть подтверждена по каждому объекту региональных адресных программ развития яхтинга.
Приложение
Для развития яхтенного туризма в Санкт-Петербурге необходимо разработать законодательные инициативы по корректировке федерального законодательства и инициировать административные процедуры с целью:
− Создать пункты пропуска для малых судов вблизи госграницы (на южном и северном берегах залива и на о. Гогланд), т.к. ускоренное развитие инфраструктуры яхтинга возможно стимулированием финансовых потоков от несравнимо более развитых яхтенных стран – соседей по Балтийскому морю, а использование единственного существующего пункта пропуска на форте Константин в Кронштадте не отвечает потенциальному спросу и условиям комфортного путешествия на яхте (расстояние до государственной границы более 100 км и этот пункт пропуска не может быть использован судами с ограниченным районом плавания (удаленности от берега), а также в связи с тем, что его расположение предполагает проход основным морским фарватером, что не отвечает требованиям безопасности;
− Упростить контрольные процедуры на границе и законодательно закрепить максимальное время прохождения этих процедур (необходимо приравнять контрольные процедуры для малых судов к контрольным процедурам для автомобилей и ввести электронное таможенное декларирование);
− Создать условия (закреплением функций действующих и потенциально возможных марин и зеленых стоянок в Генеральном плане, широким применением схем ГЧП) для развития инфраструктуры яхтинга в Санкт-Петербурге, вдоль южного и северного берегов Финского залива и на пути следования в Финский залив из внутренних акваториях России с системами подключения электричества, воды, сбора мусора, заправки и безопасного отдыха (включая обеспечение доступности близрасположенных мест туристского интереса), находящихся на расстоянии комфортного дневного перехода (30 миль) друг от друга.
− Снять ограничения на посещение внешних островов Финского залива и закрытые для прохода малых судов акватории.
− Снять ограничения для захода в Кронштадт и Ломоносов.
− Включить яхтенные марины и круизные порты в перечень социально значимых видов деятельности, снизить арендные ставки и стоимость сопутствующих услуг компаний монополистов – городских и федеральных (аренда набережных, страхование, охрана, энерго и водоподведение) с целью создания условий летней стоянки и зимнего хранения лодок с бюджетом в пределах 3-4 тыс. руб. в месяц, что создаст стимул возвращения российских лодок, хранящихся в соседних странах.
− Администрации города и страны обеспечить сохранение функций исторических яхтенных гаваней Санкт-Петербурга – Речного яхт клуба профсоюзов, гаваней Кронштадта и его фортов, создававшихся для приема небольших судов, прекратившего существование 55 яхт клуба ВМФ в Ленэкспо. Разработать схемы ГЧП по развитию акваторий между фортами Северные батареи №1 и №2 и дамбой КЗС, на которой в рамках воссоздания исторической деятельности может быть организована крупная марина вне огражденной дамбой Невской дельты, что обеспечит безопасность плавания для яхт, приходящих во время штормов и закрытия дамбы, а также позволит ограничить использования маломерными судами основного морского фарватера Санкт-Петербурга.
− Разработать и утвердить на уровне Государственной Думы процедуру согласования интересов развития города и федеральных ведомств (министерства обороны, ФСБ, РЖД, Минтранса и др.) по видам деятельности и объектам признаваемых городом значимыми для его развития и обозначенных в отраслевых Стратегиях и Концепциях, Стратегии развития города и муниципальных образований.
− Снять ограничения для захода в марины города и области иностранных яхт и обеспечить стимулирование (изъятиями налогообложения, арендным и кредитным стимулированием) создания в них минимально необходимой инфраструктуры (заправки, прием фекальных вод, санузлы).
− Легализовать чартерный бизнес и обеспечить возможность аренды яхт в независимости от ведомства их регистрации.
− Обеспечить взаимное признание лицензий на управление малыми судами (с ЕС).
− Создать единую систему регистрации малых судов и организации их движения, например, в системе МВД.
− Создать виртуальную информационно-сервисную платформу, интегрированную в соответствующие информационные и сервисные платформы Санкт-Петербурга и стран – соседей по Балтийскому морю с размещением на ней, в том числе, информации о местах стоянок в городе, на пути к нему и на внутренних водных путях северо-запада с видеороликами подходов к ним, правилах и местах пересечения границы с онлайн информацией о возможном времени ожидания, местах интереса и событиях, возможностью забронировать места стоянки и другой сервис и т.п.
− Детализировать виртуальные навигационные системы, в том числе на ВВП, а также оборудовать навигационными знаками все водные пути Санкт-Петербурга и северо-запада.
− Обеспечить возможность шлюзования для англоязычных капитанов малых судов;
− Снять ограничения на анонсы событий интересных для горожан и гостей и сформировать календари событий.
− Разработать и внедрить меры личной и имущественной безопасности на путях следования и в местах стоянок, создать комфортные условия в маринах для туристов (режим тишины).
− Прекратить практику конкурсов на водопользование и автоматически отводить прилегающую акваторию для портов, верфей, пляжей и других береговых сооружений, деятельность которых непосредственно связана с водопользованием.
− Прекратить требования по наличию лицензий на управление малых судов размером до 7 м и мощностью двигателя до 20 л.с.
− Создать в Санкт-Петербурге несколько городских некоммерческих слипов и близко к ним расположенных трейлерных парковок для судов, перевозимых на прицепах.
## **- Исключить ответственность администрации порта стоянки маломерного судна за выход из порта судна не укомплектованного в соответствии с требованиями технического регламента. Ответственность за такие нарушения, как и управление судном в состоянии опьянения несет его капитан. **
## В связи с этим, Раздел IV «Требования по организации выпускного режима и учета приписного флота на базе-стоянке» Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС №540 от 20.07.2020, из текста «Правил..» исключить.
## - С целью снятия ограничений в соответствии с разрешенными видами использования прибрежных территорий и обеспечения возможности размещения стоянок малых судов внести изменения в Водный Кодекс РФ, Ст6, п.3 предлагаемые изменения выделены жирным, а удаляемый текст - красным.
## ВК РФ Статья 6. Водные объекты общего пользования
## a. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
## b. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
## c. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе для организации стоянки малых судов. а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
## - Администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области подготовить проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня значимых мероприятий водного туризма» со списком значимых событий в восточной Балтике и на внутренних водных путях с целью обеспечения содействия федеральных ведомств в их проведении.
− Создать историко-культурный центр «Морская Слава России» с акцентом на историю российского и советского флота, развитие водных видов спорта, яхтенного туризма и профессиональной ориентации, создание которого в Кронштадте (с возможными филиалами в Ораниенбауме, Сестрорецке и других местах) будет содействовать воспитанию молодежи в духе традиций российского и советского флота, способствовать развитию любительского, детско-юношеского яхтинга, ранней профориентации, семейному отдыху, воспитанию патриотизма и стремления к здоровому образу жизни, а также развитию базы спорта высших достижений.
− Подготовить предложения по коррекции нормативной базы локального и федерального уровня (включающее гармонизацию с правовой базой европейских стран), отставание которой от требований развития яхтинга является существенным ограничением его развития. В частности, заимствовать из европейского законодательства требования к техническому состоянию и оснащению малых судов, а также лицензиям на их управление в соответствии с национальными требованиями места регистрации. Разработать проекты нормативных актов, на основе предложений нормативного блока «Концепции развития яхтенного туризма в Санкт-Петербурге» (Приложение 1) и внести законодательные инициативы в соответствующие законодательные органы власти, в том числе федерального уровня.
− С целью комплексного развития яхтинга и других видов водного туризма в Санкт-Петербурге, на северо-западе РФ и в Российской части Балтийского моря разработать комплексную программу развития яхтенного туризма в СЗФО, включающую:
а. Определение сроков, ресурсов, количественных и качественных показателей развития водных видов туризма на ближайшие 10-15 лет и более длительную перспективу.
б. Включение в Программу действующих объектов базирования, объектов, включенных в Постановление Правительства Санкт-Петербурга №151 и объектов Концепции развития яхтенного туризма в Петербурге.
в. Разработку маркетинговых программ (в том числе трансграничных) и программ стимулирования спроса (по примеру автокредитования), включение раздела яхтенного туризма в выставочную деятельность, интеграция региона в событийный календарь балтийских стран и в международные организации, организующие события в яхтинге. Участие региона и/или поддержка участия независимых организаторов мероприятий в международных организациях (Всемирная Ассоциация Фестивалей (WAF), Международная Федерация Организаторов Бот-Шоу (IFBSO) и т.п.). Обеспечение упрощенного порядка согласования проведения яхтенных событий.
г. Разработку поправок к нормативным актам местного и федерального уровня для создания условий для развития водных видов туризма и его\их инфраструктуры.
д. Разработку адресной программы развития инфраструктуры водных видов туризма и ее технико-экономического обоснования с целью ее реализации по схемам ГЧП.