В случае с "Бондюэль" все было банально - сечение киля было настолько занижено...
Позволю себе не согласиться. Те меры, которые были спешно предприняты на Sill, свидетельствовали об иной причине проблемы. Более того, они характерны именно для методики устранения причин флаттера. Если бы все обстояло, как указываете Вы, достаточно было просто увеличить сечение плавника, а не отливать новые бульбы с измененным положением ЦТ.
...что обычные продольные потоки (возникающие на любом стреловидном крыле/киле) вызывали вибрацию оного киля, чреватую поломкой.
Все было бы именно так, будь киль означенной яхты хоть чуть-чуть стреловидным. Но он практически прямой - угол передней кромки 1.5°.
...что такое "флаттер"? Флаттер - это вихревой срыв потока газа(жидкости) с конца крыла (киля), возникающий при превышении этим клылом(килем) некой критической скорости, определяющейся формой крыла, его длиной, стреловидностью, скоростью и (!) плотностью среды (газа/жидкости).
Хм-м-м... У меня в учебнике несколько иное и более широкое определение:
"Флаттер - самовозбуждающиеся незатухающие упругие колебания (т. н. автоколебания) крыльев, тонких обшивок, рулей, лопаток вращающихся машин, лопастей винтов и т. п., возникающие из-за их неустойчивости при определенных скоростях обтекания потоком жидкости или газа и обычно приводящие к разрушению этих конструкций. ... Различают флаттер классический, происходящий
без срыва потока, и срывной, возникающий при углах атаки (УА), близких к статическому углу срыва потока."
У тебя ведь есть контакты с конструктрами - спроси их: Что они думают о флаттере киля парусной яхты и ваще задумывались ли хоть разок о таких проблемах...
Задал вопрос В.В.Зубрицкому ("Алмаз"). Более или менее развернутый ответ будет в понедельник-вторник, а вкратце по телефону: "В принципе, возникновение такого явления в определенных условиях не исключено".
Напомню еще высказывание одного инженера при обсуждении (как мне сейчас кажется, зело схожей!) проблемы на руле Geronimo: "Hydrodynamic theory is not always the same as what happen in practice"...
Сообщение отредактировал Grokh: 18 июня 2004 - 21:40