Вот из-за бардов все и знали бригантину. В сущности, нас учили быть настоящими людьми - честными, гордыми, справедливыми. И романтичная бригантина оказалась над политикой. Пионерские звенья и отряды, дружины и лагеря носили это имя. У супруги в девчоночьем ПТУ в злые 90-е, учебную группу назвали "Бригантина", лично консультировал насчет их эмблемы.Вообще - не знаю почему - но в мое время в детских коллективах моментальная ассоциация с парусами - именно бригантина! Я Так что у нас есть шанс нашу мечту воплотить в реальность !
Бригантинка для кадетов
#51
Отправлено 28 декабря 2007 - 23:00
#52
Отправлено 28 декабря 2007 - 23:13
я не удивлен. в 87-м году был на праздновании 50 -летия этой песни. Многих легенд бардовской песни увидел вживую.Недавно приобрел книжку "Антология бардовской песни. 100 бардов 600 песен". Начинается с "Бригантины" П. Когана и Г. Лепского. Очинно был удивлен, что написана осенью 1937 года!
#54
Отправлено 29 декабря 2007 - 13:43
Коллега Юла отрисовал этот корпус и выложил на форуме в форматах ДХФ и ПДФ. Ваще лодки Паркера - по мотивам шарпи, и не только, интересный материал для самостройщиков-романтиков. Строят такие до 42 фут.Вот еще бревнышко в костер конструкции корпуса ...
#55
Отправлено 29 декабря 2007 - 15:41
Наверно еще в первом классе мне попалась книжка про подвиги русского флота. Очень я проникся тем что совершил бриг "Меркурий" были там и про фрегаты и линейные корабли и даже про каторги но ни одной статьи про бригантинуВообще - не знаю почему - но в мое время в детских коллективах моментальная ассоциация с парусами - именно бригантина! Я был удивлен, когда узнал, что существует огромное кол-во разных других типов вооружения и тем более был удивлен, когда узнал, что "Товарищ" и "Крузенштерн" не бригантины !
Я никогда не мог понять за что такое предпочтение бригантине. Наверно только по причине звучания самого слова. Бригантины были популярны в южных морях и вовсе не популярны у флибустьеров.
А потом бригантина это как недопривод относительно полноприводного.
Бригантина это урезанный бриг для уменьшения числа команды
ну мне так думается
#56
Отправлено 29 декабря 2007 - 17:02
Бригантина это урезанный бриг для уменьшения числа команды
ну мне так думается
Ага ! А мы его городим для увеличения команды относительно шхуны !
#57
Отправлено 29 декабря 2007 - 17:48
Во времена брига "Меркурия" и ранее в середине 18 века, когда от шнявы отпочковался бриг, термины бриг и бригантина были синонимами. Черноморская 10-пуш. бригантина "Елисавета" участвовала в войне вместе с 20 пуш. бригом "Меркурий".Ага ! А мы его городим для увеличения команды относительно шхуны !
Разрешите, снова цитата. Обращаю внимание, я веду речь о русском морском термине "бригантина" и его применении в русском флоте...
Малые бриги русского флота в I пол. XIX в. часто называли бригантинами, хотя в XVIII в. термин применялся и к судам других типов.
В начале XVIII в. на Балтике строили бригантины итальянского типа – суда галерного типа, имеющие весла и одну мачту с латинским парусом. В 1706 г. Петр I разработал проект бригантины русского типа с одной мачтой с гафельным гротом и кливером на бушприте, четырьмя 3-фн. пушками, экипажем 50 человек (Lпал.= 15,8 м, В = 4,3 м, Нтр.= 1,5 м). Ден Д. в 1724 г., писал, что русские бригантины были похожи на английские шлюпы [Ден, С. 31]. На гравюрах П. Пикарта русские бригантины изображены с однодеревой мачтой, имеющей гафельный трисель без гика, фока-стаксель и кливер на бушприте. Эти суда имели вельботную корму.
Бригантины были предусмотрены штатами флотов 1764-1798 гг. Чертежи бригантин, хранящиеся в РГАВМФ, позволяют, помимо двух типов бригантин петровского времени, выделить еще два типа, отличающиеся парусным вооружением. Бригантины последней трети XVIII в. имели либо фок- и грот-мачты и вооружение брига, либо грот- и бизань-мачты и вооружение галиота. В последнем случае поднимались прямые паруса на грот-мачте и гафельный парус на бизани. Единственный хранящийся в РГАВМФ, Ф.327 чертеж парусного вооружения бригантины датируется нами началом XIX в. и отображает суда, строившиеся в 1801-1810 гг. в Охотске. Об этом косвенно свидетельствует надпись на чертеже – драфцман Попов. Корабельный мастер Попов строил бригантины в Охотске в начале XIX в. Длина бригантины по чертежу – 60 фут, что соответствует данным, приведенным Ф.Ф. Веселаго для бригантин охотской постройки. Это маленький бриг с четырьмя ярусами прямых парусов.
Суда, имеющие фок-мачту с прямыми, а грот-мачту с гафельным парусом стали называть бригантинами в конце XIX в. Ранее такой тип вооружения именовался шхуна-бриг. Единственное военное судно с такой оснасткой, 14-пуш. шхуна-бриг «Вестник», построено в Николаеве в 1841 г. Вооружение барк и шхуна-бриг ввел на транспортах ЧФ М.П. Лазарев. Такое вооружение имел, напрмер, транспорт "Байкал", на котором Г.И. Невельской открыл пролив между материком и Сахалином.
За рубежом развитие термина бригантина было таким же, исключая бригантину русского типа Петра 1.
Бриг или бригантина из альбома Ф. Чапмена, бригантина русского типа Петра 1, бригантина охотской постройки.
Сообщение отредактировал Александр Глебов: 29 декабря 2007 - 17:55
#58
Отправлено 29 декабря 2007 - 17:56
Я думал тут именно про этоСуда, имеющие фок-мачту с прямыми, а грот-мачту с гафельным парусом стали называть бригантинами в конце XIX в.
А так конечно - "хоть горшком назови только в печку не ставь" (с)
Я и говорю в конце XIX века флибустьеры из моды вышли
#59
Отправлено 29 декабря 2007 - 18:01
Так мы о "современных" бригантинах, сиречь шхуна-бригах и беседуем.Я думал тут именно про это
А так конечно - "хоть горшком назови только в печку не ставь" (с)
Вы упомянули, что с бригантинами в описании истории русского флота не встречались, я напомнил...
#60
Отправлено 30 декабря 2007 - 00:48
...
А потом бригантина это как недопривод относительно полноприводного.
Бригантина это урезанный бриг для уменьшения числа команды
ну мне так думается
А я читал, что бригантина - это компромисс между шхуной и бригом. Лучше брига ходит острыми курсами и лучше шхуны - полными.
#62
Отправлено 30 декабря 2007 - 01:26
#63
Отправлено 30 декабря 2007 - 01:32
Нифига! Какой я инженер!? Так, картинки малюю
Уже все здесь знают, кто здесь главный Инженер
#64
Отправлено 30 декабря 2007 - 03:12
Нифига! Какой я инженер!? Так, картинки малюю
Хе-хе-хе ...
Если бы ЮЛА сам здесь не появился - через пару дней он бы получил личное приглашение принять участие в рисованию корпуса ...
Это - по секрету ...
Добро пожаловать !
#65
Отправлено 30 декабря 2007 - 09:01
#66
Отправлено 30 декабря 2007 - 09:06
Юра, ей-ей, почему-то именно с Вами эти чертежики ассоциируются.Чего то я не помню такого.
За год, что я здесь, сайт пару раз глючил, поиск не ищчет, систему я грохал, поэтому ссылок, увы не сохранилось....
В ПДФ и в архиве (ДХФ) упомянутый выше теоретический чертеж шхуны Паркера "Террапин-34".
Ну и ету шхуну по мотивам "Террапина-34" тож не знамо мне теперь, кто рисовал. В том топике про шхуну, не понравилась она народу из-за полуюта. Не совсем в стиле...
Сознавайтесь, друзья, кому спасибо мерсить!
Прикрепленные файлы
Сообщение отредактировал Александр Глебов: 30 декабря 2007 - 10:00
#67
Отправлено 30 декабря 2007 - 09:21
Сереж, согласен - бригантина на слух куда романтичней, чем шхуна или даже бриг. И обозначу свою точку зрения, хоть с утра жена с компа сгоняет:Пиратство и бригантины стали отождествлять с момента конца англо-американской войны начала 19 века - нередко балтиморские клипера вооружали бригантиной и этот тип судна был широко распространен у штатовких корсаров - видимо кто то после окончания войны незахотел растаться с доходным делом, а при склонности в те времена романтизировать в литературе всякие безобразия стех пор и повелось как бригантина - так и пираты, а флибустьеров к бригантинам Коган приплел - за ради красного словца
Бригантина от слова бригант - разбойник. Так назывались те маленькие галерки без постиц (выступов для уключин) которые перенял Петр 1 у итальянцев. Именно они и ассоциировались с пиратами, так как ими активно пользовались пираты Средиземноморья. Ведь пираты, в основном, действовали как - выскочил из-за островка, или из бухты, налетел, ошеломил, ограбил - и смылся, от греха и от правительственных кораблей подальше. А у балтиморцев такого наименования парусности и типа судов мне не встречалось. То что красивые, быстрые - да, но не бригантинки, а клипер-шхуны...
Вот картинка Г. Чапеля - славер (работорговец) "Дос Амигос". Фок мачта имеет три колена, как и положено мачтам с прямыми парусами, грот - два, как положено мачтам с гафельным вооружением, то есть бригантина. Но, в книге Чапеля "Американские парусные суда" бригантинами как раз называются те мелкие суденышки 18 века и испанского происхождения - с латинскими парусами... Однако, за ради объективности и успокоения души, еще надо покопаться в литературе - когда шхуно-бриги стали бригантинами.
#68
Отправлено 30 декабря 2007 - 09:52
Обыватель конца позапрошлого века начала прошлого в такие подробности не вдавался для него самым авторитетным источником был роман "Морская волшебница" Купера в которой описывается начало 18 века и в котором контрабандисты гоняются на самой обыкновенной класической бригантине. Тем более что петровские бригантины вооружение имели не только шлюповское но и шхуны- брига покрайней мере в одной из статей в журнале Судостроение такой вариант вооружения присутствовал - судно с двумя мачтами - на фоке прямой парус на гроте латинский - кроме того где-то есть чертежи балтийской бригантины начала 18 века. Но у флибустьеров карибского басейна 17 века судна с таким наименованиям явно небылоСереж, обозначу свою точку зрения, хоть с утра жена с компа сгоняет:
Бригантина от слова бригант - разбойник. Так назывались те маленькие галерки без постиц (выступов для уключин) которые перенял Петр 1 у итальянцев. Именно они и ассоциировались с пиратами, так как ими активно пользовались пираты Средиземноморья. Ведь пираты, в основном, действовали как - выскочил из-за островка, или из бухты, налетел, ошеломил, ограбил - и смылся, от греха и от правительственных кораблей подальше. А у балтиморцев такого наименования парусности и типа судов мне не встречалось. То что красивые, быстрые - да, но не бригантинки, а клипер-шхуны...
#69
Отправлено 30 декабря 2007 - 10:20
Итак, мух и котлет нужно отделить.Обыватель конца позапрошлого века начала прошлого в такие подробности не вдавался для него самым авторитетным источником был роман "Морская волшебница" Купера в которой описывается начало 18 века и в котором контрабандисты гоняются на самой обыкновенной класической бригантине. Тем более что петровские бригантины вооружение имели не только шлюповское но и шхуны- брига покрайней мере в одной из статей в журнале Судостроение такой вариант вооружения присутствовал - судно с двумя мачтами - на фоке прямой парус на гроте латинский - кроме того где-то есть чертежи балтийской бригантины начала 18 века. Но у флибустьеров карибского басейна 17 века судна с таким наименованиям явно небыло
То, что все наши детско-романтические и бардовско-пиратские "Бригантины" идут от романистов-маринистов, это понятно.
То, что отличие бригантины (шхуна-брига) от шхуны и от брига - в парусном вооружении (см. пост выше), знаем. Поэтому петровские двухмачтовые с латинским вооружением на грот-мачте - не катят. Тот упоминаемый чертежик бригантины сделал в 1736 г. корабельный мастер Гаврила Меньшиков с модели петровской бригантины русского типа, с вельботной кормой.
Про бригантины у американских берегов, наверно, американские историки лучше нас знают.
Остался вопрос, когда шхуно-бриги стали называться бригантинами. И такой нюансик, как грот-стаксель, или фор-трисель между мачтами...
Тут нужно литературу и мои "рукописи" поднять, и извилинами пошевелить, но жена выгоняет из компа, и вопрос оставим на попозже. Тем более, ксерокопии и конспекты - в сарае по разным коробкам...
#70
Отправлено 30 декабря 2007 - 13:42
#71
Отправлено 30 декабря 2007 - 18:48
#72
Отправлено 30 декабря 2007 - 19:46
В "Морской практике" Березина (1875 г.): Brigantin – бриг с летучими брамселями, глухим шкотом у косого грота, без бом-кливера, прямого грота и гаф-топселя» [Ч. II, С. 28]. То есть совсем наоборот, чем Ваша информация. Уточню, чтобы не сочли меня или кап. 2 ранга Березина неучами: по парусному штату 1806 г. гаф-топсели на кормовой мачте имели все суда с прямыми парусами: голет, бриг, пакетбот, ковет, фрегаты и линейные корабли.В качестве дополнения по теме.
По некоторым источникам, бриг создан на основе бригантины и шнявы. Термины "бриг" и "бригантина" сначала использовались для обозначения одинаковых объектов. Бриги делятся на чистый Б. (с сухим грота-реем) и Б. - гермафродит (с прямым гротом). Термин шхуна-бриг более поздний синоним бригантины.
Кроме того, термин "бригантина" в конце 19 века перешел на тип вооружения шхуна-бриг, и стал его синонимом, а в наше время - заменил. Прислушаемся к советам старших товарищей, и обратимся к Дмитрию Афанасьевичу Лухманову.
Лухманов Д.А. Современные парусные торговые суда. – СПб.: Изд. Добров. флота. – 1907. В книжице 53 страницы, с иллюстрациями, и только на с. 39 встречаемся с нашими современными знакомыми бригантиной и баркентиной, и то - в скобках. В остальных случаях - шхуно-бриги и шхуно-барки.
Немцы, в отличие от нас, публиковали много литературы высокого историко-технического содержания по истории своего, и не только, парусного флота. Проклятая континентальная доктрина Александра 1 довлеет над нами. Хотя, всплески интереса к отеческой морской истории совпадают с пиками его развития. При Сталине было много исторических работ, переиздавались (с идеологическими купюрами) книги старых авторов. Типа "царского генерала" Ф.Ф. Веселаго. СССР успел умереть на взлете русского флота, и нормальные исторические работы появились в основном уже в бесфлотской оскопленной России. И то - по флоту 20 века.
Так вот, в ГДРовской книге Юргена Раббеля "Винджаммеры Ростока" (Jurgen Rabbel, Rostoker Windjammer, 1988), довольно подробно, и с картинками, разбираются немецкие термины типов парусного вооружения шхун и судов со смешанным вооружением. Попробуем разобраться, с моим хромым-глухим немецким.
4. Бриг-шхуна (гермафродит-шхуна, двухмачтовая двухтопсельная шхуна, грот-топсельная шхуна) уменьшеный бриг, стоит между шхуной и бригом. На стеньгах имеет 2-3 прямых паруса, постоянный парус вместо брифока. За фок-мачтой - гафельный парус.
5. Шхуна-бриг (Halbbrig) находится между бригом и бриг-шхуной. Фок-мачта со стеньгой и брам-стеньгой. Грот-мачта - шхунская, между мачтами - стаксели.
6. Гермафродит-бриг или "echte" бригантина, имеет фок-мачту как у шхуны брига (корабельную), горт-мачта с одной стеньгой и двумя прямыми топселями. Получается "три четверти бриг". Как раз такое вооружение у работорговца "Дос Амигос" (см. выше).
#75
Отправлено 30 декабря 2007 - 20:33
Капитан Врунгель - такой псевдоним, наверное, подошел бы, но увы, уже занят.Как далеко и высоко от уровня моря забросила жизнь опытного моряка!
Такого бы на ленинградскую "Надежду", что ржавеет в гавани Речного (Центрального) яхт-клуба. Или командиром флота бывшего ЛКИ.
С глубоким уважением,
В. А.
Матросил, учился, учил и учу (сейчас - на курсах). Выше швертбота не командовал, хотя рулил на толкаче, БПК, СТРах и плавзаводе. Мореходная школа, речное училище, пединститут, аспирантура в корабелке - по эволюции русских парусных кораблей (не защитил, пока), ученик Б.А. Царева.
На "Надежде" бывал, точнее - на обеих, с капитанами был знаком.
С глубочайшим уважением к Мастеру,
А.М.
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей