Да вот прочел и засомневался - принимается груз с ЦТ ощутимо выше ВП.
Расчет пустячный - кирпич на кирпиче - я и прикинул, прежде чем писать...
Короче, допускаю, что можно подобрать такие размеры листа и плотность пенопласта, чтобы восстанавливающий момент не уменьшился - но изначально, в полщелчка мне не удалось.
Т.е. если говорить гипотетически, о неком произвольном куске пенопласта, то Вы ошибаетесь.
Нелогично. Если вы допускаете, что "такие" размеры можно подобрать, то хотя бы для части "произвольных кусков пенопласта" я не ошибаюсь. Хотя... зависит от произвола выбирающего куски .
Понятно дело, что разные. А никто и не говорил, что должно быть совсем легко.
Попробуйте предложить размеры пенопласта при которых остойчивость возрастет.
Кирпич ладно уж, пусть будет 3.5кг и высотой 65мм.
Вообще, в принципе, самое поразительное тут это как раз способность свести любую дискуссию к куче кирпичей.
Смешно. Кирпич с пенопластом взяты для понятности неспециалистам, так сказать, на интуитивно-бытовом уровне. Специалисту, как предполагалось, достаточно вспомнить картинку из учебника
чтобы понять, что любой приём груза с центром тяжести в ДП (чтобы не создавать крена на стоянке) и ниже метацентра увеличивает восстанавливающий момент и, таким образом, улучшает остойчивость. Разумеется, метацентр имеется в виду тот, который будет уже после приёма этого груза.
Размеры куска пенопласта я не упоминал по той же причине, хотелось без цифр обойтись, моя вина. Подразумевалось, что большинству людей лень производить телодвижения, цель которых не вполне понятна, и они представят кусок пеноплекса таким, каким чаще всего его видят в стоймаге или при ремонте/строительстве, то есть необрезанным. Вы его зачем-то обрезали до размера кирпича, ну, это ваш произвол, имели право. (Там же ещё "мачта с парусом" были!)
Поскольку цифры таки появились, отвечу на вопрос про размеры пенопласта, необходимые для того, чтобы кирпич увеличивал его остойчивость.
Как мы все конечно же знаем, метацентрический радиус судна равен отношению момента инерции площади ватерлинии к водоизмещению (объёмному) судна. Водоизмещение нашего "судна" равно весу куска пенопласта, кирпича и парусного вооружения, которые вы сломали, чтобы положить кирпич на обрезанный кусок пенопласта, поэтому мы дальше парусное вооружение не учитываем. Вес куска пенопласта равен его объёму, помноженному на плотность. Пеноплекс может быть разной толщины, но самый ходовой наверное 50-тимиллиметровый, с исходными размерами 50 х 585 х 1185 мм и плотностью, заявленной производителем как "от 20" кг/м3. Таким образом, вес одного листа составит чуть меньше 0,7 кг при объёме чуть меньше 35 л. Сначала посмотрим, что получится с необрезанным листом. Суммарный вес пенопласта и кирпича примем 0,7+3,5 = 4,2 кг. Стало быть, объёмное водоизмещение V будет 4,2л или 0.0042 м3. Момент инерции площади прямоугольной ватерлинии нашего "судна" Ix = L*B3/12 = 0.01977 м4, а метацентрический радиус r = Ix/V = 4,7 м. Это расстояние от центра величины (на картинке С0 или С1) до оси вращения (на картинке - точка М). Очевидно, что наш кирпич, если его ЦТ расположен в ДП, при (небольшом) крене будет создавать восстанавливающий момент, улучшая начальную остойчивость голого листа пенопласта, до тех пор, пока метацентр будет выше, чем центр тяжести кирпича. Для того, чтобы понять, когда (примерно) это произойдёт, будем уменьшать ширину листа (так как r зависит от ширины в кубе), до тех пор, пока r не станет равен части толщины листа, возвышающейся над ЦВ (она будет постепенно уменьшаться по мере уменьшения площади листа от почти Т до почти T/2) плюс высота ЦТ кирпича над палубой, то есть 32,5 мм. Грубо, нулевой эффект влияния кирпича на остойчивость наступит при r от 8 до 7 см. Это соответствует ширине листа 14-14,5 см, при полной его длине. Если длина будет меньше, ширину нужно чуть увеличить, пропорционально кубическому корню длины.