Варианты "подвешивания" клешни, т.е. способы её установки в пространстве, я уже пробовал описать в сообщении 1873.
Это, явно неполное множество, можно классифицировать ещё и по степеням свободы клешни. Наибольшей обладает парус в Т-подвесе, а наименьшая присуща варианту (б), когда галсовый угол жестко фиксирован в ДП:
В целом же, эксплуатанты решили этот вопрос исходя из практики, применяя тот или иной способ установки паруса, соответствующий решаемым задачам, акватории и т.п.
Походив несколько лет под клешнёй,я сделал выбор в пользу Т-подвеса. Третья степень свободы не бывает лишней. Можно подъемную силу "подзадрать" в небо, изменить степень балансирности паруса, и прочая, прочая....
Балийская лодка, на которой мне посчастливилось "побороздить" Ломбокский пролив, имеет короткую "недомачту", почти свободностоящую. Она раскреплена к бортам на высоте совсем ничего от палубы, поэтому "недованты" совершенно не мешают парусу.
В прошлом сезоне наш коллега, установивший латину на подобную мачту, отработал перенос галсового угла позади оной с помощью блочка и двух фалов.
Поженив балийский вариант с подобным способом обноса галсового угла, можно получить неплохой вариант, когда манипулируя снастями можно будет менять степень балансирности клешни и увеличивать "стремящуюся в небо" проекцию подъемной силы, т.е. не "тушкой" а головой и руками бороться с ветровым креном.