По поводу всего остального - наклонить можно любой парус и получить всё то, о чём вы пишете с любым парусом. Но я в это уже не полезу.
1. Дык! Не зря же я рисовал ПАС на стакселе.
2. Хорошо. Не лезьте.
А я, тем временем, предложу ещё раз вернуться к вопросу "креста Мархая", изложенному в #1853 этой темы.
Главное:
"...В любой точке паруса можно провести касательную к его поверхности и другую линию, параллельно курсу яхты. Если вектор аэродинамической силы в этой точке направлен вперед по ходу яхты, значит, в этой точке парус действует полезно. Если вектор направлен назад (см. рис. 10), то сила тяги не только не увеличивается, а, наоборот, уменьшается. При этом сила крена и дрейфа возрастает...." (Ч.Мархай)
С рисунком всё понятно и наглядно.
Всё, что правее вертикали "креста Мархая" - вредно, что левее - полезно. Поэтому ставим профилированные сквозные латы, чтобы уменьшить "нетуданаправленные" аэродинамические силы и .... "вуаля"!
Это на обычном парусе.
А как на клешне, которую можно "произвольно" ориентировать в пространстве?
Для ответа, снова воспользуемся моделью паруса, на которой установим по линии тока Vn (нормальной составляющей потока) "гребешок", позаимствованный из известных картинок распределения давления по профилю крыла:
Вполне очевидно, что распределение аэродинамической силы по профилю паруса (крыла, клешни) будет близким к представленным картинам распределения давления. Принимаем это как факт.
Тогда, "клешня с гребешком" будет будет выглядеть так:
Установим её в положение хода лодки на курсе бейдевинд с различными углами крена:
А также, бейдевинд с нижним рейком, параллельным горизонту:
Снимки модели, особенно последний, ясно и недвусмысленно демонстрируют, что изменяя углы установки клешни, можно (и нужно) получить такое её расположение в пространстве, когда эффекта "креста Мархая" не будет. Т.е., аэродинамическая сила в любой точке сечения по хорде (и проекции этих сил) не будут направлены против линии хода лодки. В терминах Ч.Мархая, вся поверхность паруса будет "действовать полезно".
И немного о профиле.
Выше, чтобы всё было "вуаля" на обычном парусе, мы уплощали как могли (латами, регулировками) заднюю часть полотнища.
Возвращаясь ещё раз к картинке из этой темы, следует отметить, что клешня делает это без нашего вмешательства:
Хотя, если учесть, что "крест Мархая" не особо "вредит" созданию ПАС паруса клешня, это кажется несколько избыточным. Но,... таково распределение давления, да и.... анекдот о монашке и свечке никто не отменял.
Сообщение отредактировал утлюк: 11 февраля 2019 - 18:19