Суть живенькой такой дискуссии сводится к следующему... ИгорьК утверждает и настаивает на этом, что существуют такие паруса (конкретно так называемая "Клешня Краба" а-ля полинезийский парус и кайт)которые не создают момента опрокидывания при установке на практически любую лодку, в качестве доказательств приводятся колышки на берегу, тяги направленные вверх и вихри Мархая. Я настаиваю на том что что отсутствие момента опрокидывания можно добиться только если рассматривать эту проблемму комплексно через систему парус корпус шверт и тогда будет нам счастье и в качестве самого живописного примера привожу Рокет2 - где считаю как раз и учтены все эти моменты, коллега Citramon настаивает - что безмоментности не может быть по определению и что создатели Рокет2 всех обманули...
Начнем от печки.
На парусе в потоке ветра создается сила. Нагрузка распределена по всей поверхности, но мы условно считаем, что она приложена в одной точке - центре давления (ЦД) - в виде суммарного вектора. На этом этапе никаких моментов нет.
Следующий вопрос: как передать эту силу на корпус, чтобы она его двигала.
Если использовать мачту для крепления паруса, то какая-то из составляющих момента (кренящая, приводящая или дифферентующая) будет всегда. Правда здесь есть оговорка - в какой системе координат мы считаем. Т.е. относительно какой точки определяем момент. Если мачта проходит через ЦД и начало систмы координат выбрать на мачте в этом месте, то момента
относительно этой точки может не быть. Но тут мы имеем дело с математической казуистикой.
В реальности мы считаем момент или относительно ЦТ (как в теоретической механике), или относительно ЦБС. Вообще-то точка может быть выбрана любая. При этом парус будет создавать один из моментов (см. выше).
Но если мы используем мачту, шарнирно закрепленную в степсе, а другой ее конец закрепим в ЦД паруса, то на такую мачту момент передаваться не будет. Это аналог строп в кайте. Любой момент от паруса повернет ее в такое положение, что на мачту будет действовать только осевая сила.
Но эта сила будет приложена в точке крепления мачты к корпусу. В степсе. И момент (его составляющие) будет от силы на парусе, но уже приложенной в этой точке. Если она совпадет с точкой, относительно которой момент считается, он будет равен нулю. Не совпадет - получим ту или иную проекцию момента.
Все эти рассуждения применимы и к силе, действующей на подводную часть корпуса.
Поэтому выводы (ИМХО) могуть быть такими.
1. Парус может быть безмоментным, относительно его точки крепления.
2. Комплекс парус-мачта в особых (очень редких) случаях может быть безмоментным относительно корпуса.
3. Безмоментность системы корпус-парус-шверт может быть только в случае, который описывает Serg-IF. И то условно, поскольку речь идет только о кренящем моменте. Приводящий и дифферентующий могут остаться.
Полностью безмоментная система (по всем трем составляющим) скорее всего недостижима.
Еще одно маленькое уточнение. Проблема усугубляется тем, что ЦД на парусе гуляет при изменении его положения в потоке. Не сильно, но есть. Поэтому момента не будет только для какого-то частного случая.
Отсюда следствие: Игорь "не прав по определению".
А Вы с Citramon'ом, возможно, просто по-разному трактуете понятие безмоментности. У Вас это кренящий момент, у него полный. Тогда правы оба.
Простите за многословие, но короче не получилось.