Обязательно напишите об итогах навигации. Очень интересно.
Здравствуйте.
Про мою лодку написали короткую статью:
http://electroavtosa...-e-lektrotyage/
Если коротко, то электротяга без генератора подойдет только тем, кто для переходов полагается на паруса, а мотор только чтоб причалить - отчалить и увести лодку из опасного места.
Теперь немного подробнее.
1. По безопасности. У меня в лодке была вода, до 4х ведер. При этом лодка шла под парусом, но силовая проводка была под напряжением. Иногда на порывах край палубы был в воде (АКБ расположены по бортам под койками, они должны были быть в воде на кренах). Проблем с замыканием и т.п. не возникло, хотя я очень переживал на этот счет. Батареи не перегреваются, от слова совсем. При работе на максимальной мощности летом нагреваются до 28 градусов, это несущественно. Максимальная рабочая температура этого типа аккумуляторов до 70 градусов.
Мотор был в воде, но ничего с ним не случилось - производитель не обманул указав что он герметичен.
2. По мощности - этого с запасом. Тем более винт под корпусом, хоть и складной, но тяги от него достаточно. На видео по ссылке только 2 кВт мощности давал, а он может работать на 3 кВт долговременно.
3. Шум. Слышно тихий гул, если прислушаться. По сравнению с шумом ДВС - почти не слышно, даже на максимальной мощности электромотора.
4. Надежность. В первом пункте частично написал, дополню что я погнул гребной вал электромотором. Не знаю как, но 30мм титановый вал имеет теперь ощутимую вибрацию при работе. Зимой буду доставать и точить или еще что-то делать, чтоб выровнять. У меня редукция через ремень, который получается тянет всегда вал в одну и ту же сторону, видимо это из-за ремня. Уберу его совсем, поставлю электромотор напрямую на вал, раз он вал согнул, то крутящего момента ему хватит и без редукции. Не считая этой моей недоработки, в остальном нареканий не было. Включается моментально, безотказно. конечно одна навигация и то не полная, это еще не статистика, но пока все все хорошо.
5. Стоимость. Я немного поспешил с заказом АКБ, через месяц после того как я их получил, появились в продаже аккумуляторные ячейки дешевле и более емкие чем те что я взял. Кусал локти. В целом, вижу что развитие литиевых аккумуляторов идет даже быстрее чем я ожидал. На данный момент для размещения 1 кВт*ч энергии необходимо 4 кг литиевых АКБ, общей стоимостью около 180 долларов США. Для сравнения энергоемкость бензина: для хранения 1 кВт*ч тепловой энергии в бензине требуется 80 грамм бензина (105 мл). Чтобы проводить корректные сравнения надо учесть КПД преобразования тепловой энергии в механическую (вращение винта) ~25%. Т.е. с учетом КПД, для хранения 1 кВт*ч механической энергии требуется в 4 раза больше бензина - 320 грамм или 427 мл, что все равно в ~15 раз больше чем у аккумуляторов (это уже с учетом КПД преобразования электрической энергии в механическую ~90%)
АКБ как у меня на 7 кВт*ч можно было бы собрать за ~1400 - 1500 долларов, но я поспешил и получилось в 1,5 раза дороже. Мотор мне вышел в ~400 долларов, контроллер (то что управляет мотором) в ~200 долларов.
6. Время работы от моей АКБ:
- идти 4 узла по спокойной воде 8 часов
- против волн и ветра можно смело время работы делить на 2.
Размышляю куда ставить легкий инверторный генератор на 1,6 кВт, это еще +20 кг к весу лодки.
Общие впечатления.
У меня есть подвесной 6 л.с. бензиновый четырехтактный мотор, сравнивал с ним. По тяге достаточно и подвесного и электро. По шуму конечно электро просто супер по сравнению с ДВС. По отзывчивости ручки газа и скорости включения тоже лучше (а также переключение на реверс удобнее). Есть один важный ньюанс, о котором стоит написать:
когда ломается ДВС мотор хрен его знает что в нем сломалось - надо разбирать и смотреть.
если будет какая-то проблема с электромотором - в его контроллер встроена система диагностики, к которой можно подключится по блютуз с телефона и там пишется в чем именно проблема. Это потенциально сэкономит время на починку.
У ДВС для меня пока единственное преимущество - бензин в разы более энергоемкий по сравнению даже с лучшими аккумуляторами (в 15 раз)
Планирую и дальше ходить на электро - очень нравится. Но генератор буду ставить, т.к. переходы в море планируются на следующий год
Сообщение отредактировал SharkRocks: 06 сентября 2017 - 15:34