Перейти к содержимому

Фотография

Литий


Сообщений в теме: 1543

#1451 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 093 сообщений
  • Из:Барнаул
  • Судно: Bavaria 34 Cruiser
  • Название: Andromeda

Отправлено 21 ноября 2020 - 01:01

Думаю, что это звено может оказаться слабым -- альтернатор, по-видимому, будет греться при длительной работе мотора. А в 

 

Я когда лодку покупал альтернатор выглядел ржавым  и я подумал, что надо покупать новый, но на удивление за 9 лет ничего ему не сделалось. Более того последние 4 года он работает на LiFePo4 и греется более чем до 120 градусов. Наверное там все сделано с большим запасом. 


  • 0

#1452 AlexanderAGV

AlexanderAGV

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 41 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Naver 29

Отправлено 21 ноября 2020 - 10:45

Я когда лодку покупал альтернатор выглядел ржавым  и я подумал, что надо покупать новый, но на удивление за 9 лет ничего ему не сделалось. Более того последние 4 года он работает на LiFePo4 и греется более чем до 120 градусов. Наверное там все сделано с большим запасом. 

насколько я понимаю, опасность от перегрева не столько для самой обмотки альтернатора, сколько для диодного моста. По крайней мере, буду наблюдать.

На многих альтернаторах на VP стоят крыльчатки обдува. У меня на Vetus'е этого нет.


Сообщение отредактировал AlexanderAGV: 21 ноября 2020 - 10:48

  • 0

#1453 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 093 сообщений
  • Из:Барнаул
  • Судно: Bavaria 34 Cruiser
  • Название: Andromeda

Отправлено 21 ноября 2020 - 11:33

насколько я понимаю, опасность от перегрева не столько для самой обмотки альтернатора, сколько для диодного моста. По крайней мере, буду наблюдать.

если вы про диодный изолятор батарей, то я уже 2 поменял. Он висит в моторном отсеке и греется очень хорошо. У одного внутри диод отвалился, у другого компаунд начал плавится. И вроде бы оба были на 120А, при токе с генератора максимум 115 А. 


  • 0

#1454 eliz

eliz

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 547 сообщений
  • Из:Тверь
  • Судно: швербот 34ft
  • Название: INDIGO

Отправлено 21 ноября 2020 - 12:03

Думаю, что это звено может оказаться слабым -- альтернатор, по-видимому, будет греться при длительной работе мотора

Ну то что он выдаст 75а долговременно таки сильно сомневаюсь... Нагреет себя и будет 40-50а в лучшем случае... У меня стоит 115а на D1-30 и сначала он выдает около 90, а потом с прогревом уходит на 70-75а. Ну и можно чуть занизить сечение проводов от альтернатора до аккумулятора.


  • 0

#1455 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 093 сообщений
  • Из:Барнаул
  • Судно: Bavaria 34 Cruiser
  • Название: Andromeda

Отправлено 21 ноября 2020 - 12:07

Ну то что он выдаст 75а долговременно таки сильно сомневаюсь... Нагреет себя и будет 40-50а в лучшем случае... У меня стоит 115а на D1-30 и сначала он выдает около 90, а потом с прогревом уходит на 70-75а. Ну и можно чуть занизить сечение проводов от альтернатора до аккумулятора.

 

А у вас свинцовые батареи? Пока стояли свинцовые батареи ток действительно падал довольно быстро, а вот на литии ток довольно долго держится около 105А и толко в последние 10 минут падает до 80А.


  • 0

#1456 eliz

eliz

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 547 сообщений
  • Из:Тверь
  • Судно: швербот 34ft
  • Название: INDIGO

Отправлено 21 ноября 2020 - 12:11

если вы про диодный изолятор батарей, то я уже 2 поменял. Он висит в моторном отсеке и греется очень хорошо. У одного внутри диод отвалился, у другого компаунд начал плавится. И вроде бы оба были на 120А, при токе с генератора максимум 115 А. 

а почему он не должен отвалиться? ;)  На переходе у диода падает от 0.35 до 0.5 вольта (это если шотки). При 100а тока это от 35 до 50 вт. Температура в отсеке более 50с, радиатор уже слабо эффективен. Ну и куда ему эти ваты девать? Там кристалл от подложки отпаяется  с вероятностью 1.  Поставьте изолятор на MOSFET и забудете про эту проблему. 


  • 2

#1457 eliz

eliz

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 547 сообщений
  • Из:Тверь
  • Судно: швербот 34ft
  • Название: INDIGO

Отправлено 21 ноября 2020 - 12:15

А у вас свинцовые батареи? Пока стояли свинцовые батареи ток действительно падал довольно быстро, а вот на литии ток довольно долго держится около 105А и толко в последние 10 минут падает до 80А.

у меня два банка лития . 120а.ч и 350 а.ч. Ну и свинцовая стартерная на 70а.ч . То что в начале ток под 90 - это стартерная заряжается

, 75 - это долговременная зарядка лития. Провода тонковаты... Когда строил лодку заложил сечение под свинец. Буду перекладывать. Ну и с нагревом отдаваемый ток уменьшается. Скорее всего в таблетке есть температурный датчик. Я грузил генератор на активную нагрузку и  наблюдал этот эффект. (попытка сделать электрический бойлер)


Сообщение отредактировал eliz: 21 ноября 2020 - 12:24

  • 0

#1458 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 465 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 22 ноября 2020 - 17:46

.... Поставьте изолятор на MOSFET и забудете про эту проблему. 

И можно сделать недорого!

https://forum.katera...-4#entry1536458


  • 1

#1459 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 274 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA, LiFePo4

Отправлено 16 декабря 2020 - 08:55

 

 

1) все холлодатчиковые дела - жруть!

Если жруть мало, то это не очень высокоточные, или малотоковые, если точные и высокотоковые, то жруть много более, как вот этот LEM например ( 28mA ) 

То есть на постоянку его не оставишь с аккумом - ибо выжреть.

 

28мАх24ч=672мАч или 0,7Ач в сутки. Солнечная панель даже зимой дает больше. При потреблении 40-60Ач в сутки, 0,7Ач - совсем незначительное потребление.


  • 0

#1460 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 465 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 17 декабря 2020 - 17:34

Коллеги!

Про контакторы в соседнюю тему пожалуйста!

Тут оффтоп.

 

UPD:

Тему почистил!

Оффтоп отсюда про провода шунты контакторы и проч проч уехало сюда:

https://forum.katera...vokrug-d/page-5


Сообщение отредактировал nvc: 18 декабря 2020 - 11:26
Чистка оффтопа

  • 0

#1461 Fish66

Fish66

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 944 сообщений
  • Из:MSK
  • Судно: S/V Van de Stadt 38

Отправлено 25 декабря 2020 - 15:19

Неужели цена на литий начала существенно падать? 4 ячейки LiFePo4 100Ач за 13500 руб! Плюс БМС и получаем аккумулятор 100Ач до 20 тыс руб! Фирмы VariCore и LitoKala. По обзорам аккумов 18650, LitoKala показывает лучшие результаты. Но обзоров на именно такие ячейки я не нашел.

https://aliexpress.r...earchweb201603_

Сейчас очень много перепаков ОЕМ от производителя EVE ,тоже заказал у них 100ач ячейки 3 С под маркой liitoCala , пока жду. Что не нравиться : клемма 6мм2 ( на токи 3с это мало) сам пользую уже более 4 лет старые( желтые) Лиотех ( Winston batt) там на ячейках стоят болты на м13 .

Сообщение отредактировал Fish66: 25 декабря 2020 - 15:20

  • 0

#1462 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 951 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 25 декабря 2020 - 15:27

Сейчас очень много перепаков ОЕМ от производителя EVE ,тоже заказал у них 100ач ячейки 3 С под маркой liitoCala , пока жду. Что не нравиться : клемма 6мм2 ( на токи 3с это мало) сам пользую уже более 4 лет старые( желтые) Лиотех ( Winston batt) там на ячейках стоят болты на м13 .


А что, обещают ток 3С ? У этого бюджетного лифера вроде 1С долговременно и все
  • 0

#1463 Fish66

Fish66

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 944 сообщений
  • Из:MSK
  • Судно: S/V Van de Stadt 38

Отправлено 25 декабря 2020 - 15:30

Но самую гениальную мысль шепнул коллега SharkRoks, которую никто и не заметил :" я использую ВМС через контактор.":) я абсолютно с ним согласен. Если простым языком то покупаем именитую ВМS на малые токи ( с блютуф или любым нужным протоколом обмена их счас полно) и развязываем через мощные реле , отпадает любая головная боль с охлаждением герметизацией , замены термопасты итд.Если спросят знатоки про потребление то отвечу : применяйте бистабильные реле их счас куча . Из опыта скажу , что именно такая схема развязки самая надежная.

А что, обещают ток 3С ? У этого бюджетного лифера вроде 1С долговременно и все

нет я купил с датащитом 3С приедет отпишусь .
  • 1

#1464 Fish66

Fish66

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 944 сообщений
  • Из:MSK
  • Судно: S/V Van de Stadt 38

Отправлено 25 декабря 2020 - 15:50

Также более правильным решением будет оставить свинец на пуск ГД , в случае отключения главного банка(в разных ситуациях это из моей практики бывало) электроника слаботочная остается висеть на свинце и есть время принять меры ( схемы как сделать тоже здесь выкладывал) т.е в случае форсмажера обьединяем шины + банка литиия и свинца ( практически жертвуем свинцом т.к он дешевле) а литий в это время отключен на разряд контактором ( при обязательном условии , что шина заряда и разряда не обьеденена ) Это наиболее безгиморойная схема , вывод из моей практики.
  • 0

#1465 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 951 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 25 декабря 2020 - 16:37

Но самую гениальную мысль шепнул коллега SharkRoks, которую никто и не заметил :" я использую ВМС через контактор.":) 
...

Из опыта скажу , что именно такая схема развязки самая надежная.

Да, я несколько раз это писал, но народ хочет чтоб было просто, надежно, дешево и еще единорога одновременно.


  • 2

#1466 Fish66

Fish66

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 944 сообщений
  • Из:MSK
  • Судно: S/V Van de Stadt 38

Отправлено 25 декабря 2020 - 18:35

Да, я несколько раз это писал, но народ хочет чтоб было просто, надежно, дешево и еще единорога одновременно.

Конечно многим  проще купить то , что предлагает производитель :) а ему интересно нарастить каскады за копейку  и продать как супер BMS 500 А :))

т.к самый первый ( это правда ) заинтересовался LiFePo4 на этом форуме , потому, что по работе и потому что поменял к тому моменту 2 комплекта свинца на своей лодке потому, что как все  использовал ее только 3 месяца в году и она стояла за бугром . читал много "забугорных "источников ( в том числе с круизеров :) ,подписан на них с 200.. г получал рассылку). Потом когда в личку стали писать накидал ссылок  и они появились здесь от разных авторов :)  Так вот тогда давно на заре была концепция у проектировщиков (переписывался со многими именитыми сейчас ) блокировки CRM  и почему-то они приняли решение : оконечные устройства  ставить серийные и отдельно выделенные устройства коммутации, те которые имелись в наличии. Это в основном контакторы разработанные киловак :) грюндик (итд) для автомобильной промышленности ... Теперь когда напихают  оконечные ключи транзисторных приборов залудят запаяют  оформят в красивую пластиковую оболочку и впаривают :) мне понятно. Больше всего нравятся менеджеры кот мне доказывают крутость бмс 500а :) А огорчают "блогеры крутые" которые ссылки продают на такие бмс .. так что шарк рокс был прав когда поставил в оконечку контактор  ибо он везде продается и поменять легко:)


Сообщение отредактировал Fish66: 25 декабря 2020 - 18:47

  • 1

#1467 Fish66

Fish66

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 944 сообщений
  • Из:MSK
  • Судно: S/V Van de Stadt 38

Отправлено 25 декабря 2020 - 19:14

Так что если краткий итог в теме -я не рекомендую использование формулы LiFePo4 в географических пределах россфедерации (и не верьте всяким недобросовестным продавцам), потому что холодно т.к лифер (короткое название  в  нашем инете) нельзя заряжать в отрицательные температуры . И не верьте всяким "мега, раскрученным" итд кот пишут покупайте наш лифер и можете быть счастливы. В пределах росс необьятных посторов  только свинец будет оправдано или титанат (но пока очень дорого)  если вы решаете использовать формулу лифер"LiFePo4, то только летом. пусть это будет кратким итогом в теме для тех кто решает что купить и использовать.


Сообщение отредактировал Fish66: 25 декабря 2020 - 19:18

  • 1

#1468 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 274 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA, LiFePo4

Отправлено 28 декабря 2020 - 13:31

Так что если краткий итог в теме -я не рекомендую использование формулы LiFePo4 в географических пределах россфедерации (и не верьте всяким недобросовестным продавцам), потому что холодно т.к лифер (короткое название  в  нашем инете) нельзя заряжать в отрицательные температуры . И не верьте всяким "мега, раскрученным" итд кот пишут покупайте наш лифер и можете быть счастливы. В пределах росс необьятных посторов  только свинец будет оправдано или титанат (но пока очень дорого)  если вы решаете использовать формулу лифер"LiFePo4, то только летом. пусть это будет кратким итогом в теме для тех кто решает что купить и использовать.

Мы вообще тут о яхтинге беседуем. Яхтинг при отрицательный температурах в РФ не существует.

Поэтому я очень рекомендую использовать LIFePo4 в РФ на яхтах. используется и заряжается он только при положительной температуре. Зимой он либо увозится с яхты домой/в теплый гараж, либо спокойно зимует на яхте. Как со свинцом, прыгать вокруг него не нужно, организовывать зарядку зимой, чтобы он не умер.

Я бы вообще не поручал бы бмс контролировать разряд. Глупая затея. Кроме внезапного отключения аккумулятора, ни к чему не приводит. 

Пусть только заряд контролирует, чтобы заряжалось правильно и балансировала ячейки.


  • 1

#1469 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 951 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 28 декабря 2020 - 16:19

Я бы вообще не поручал бы бмс контролировать разряд. Глупая затея. Кроме внезапного отключения аккумулятора, ни к чему не приводит. 

такое. Не надежно смотреть по общему напряжению сколько осталось энергии в каждой банке. БМС вообще бывают разные - у меня при просадке любой банки ниже установленного порога орет зуммером и мигает экраном. А при снижении до настроенного порога отключения уже собственно отключает. 


  • 1

#1470 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 274 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA, LiFePo4

Отправлено 29 декабря 2020 - 06:51

такое. Не надежно смотреть по общему напряжению сколько осталось энергии в каждой банке. БМС вообще бывают разные - у меня при просадке любой банки ниже установленного порога орет зуммером и мигает экраном. А при снижении до настроенного порога отключения уже собственно отключает. 

Сколько осталось энергии - измеряет кулонометр. Напряжение важно для банки, при длительном медленном разряде и заряде. Пиковое падение напряжение, при превышении нагрузки, не должно причинить ущерб ячейкам. Я именно это имел в виду. Эта функция вредная. Хорошо бы ее отключить.


  • 0

#1471 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 539 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 29 декабря 2020 - 13:34

 Пиковое падение напряжение, при превышении нагрузки, не должно причинить ущерб ячейкам. .

У лития это падение напруги легко может привезти к возгоранию лития при попытке заряда. Именно поэтому блокируются переразряженные ячейки.

У лифепо не знаю, но тем не менее.


  • 0

#1472 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 274 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA, LiFePo4

Отправлено 29 декабря 2020 - 13:45

У лития это падение напруги легко может привезти к возгоранию лития при попытке заряда. Именно поэтому блокируются переразряженные ячейки.

У лифепо не знаю, но тем не менее.

лифер не загорается. Ни от разряда, ни от заряда. 


  • 0

#1473 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 951 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 29 декабря 2020 - 17:50

У лития это падение напруги легко может привезти к возгоранию лития при попытке заряда. Именно поэтому блокируются переразряженные ячейки.

У лифепо не знаю, но тем не менее.

sergvg правильно написал что лифер не загорается при переразряде и последующем заряде. Также он не загорается при перезаряде до 5В на ячейку.

 

Что касается не лифера (и не титаната) - все зависит от химии. LiNMC имеет похожее поведение в смысле переразряда и перезаряда, т.е. не загорается так же как лифер. Остальные виды лития имеют риск возгорания при условии что заряд после переразряда происходит большим током. Переразряженную ячейку можно пробовать заряжать малым током до тех пор, пока напряжение не достигнет мигнимально допустимого. После этого можно повысить ток заряда до номинального. Я имею такой опыт с литий-марганцевой химией - из 4х переразряженных ячеек удалось спасти две. Нижнее напряжение было 1,5В на них. 

 

Две ячейки ощутимо грелись при попытке заряда и при отключении заряда напряжение на них снова падало до 1,5В. Эти уже все.

 

Остальные две при токе заряда 0,5А зарядились полностью за 70 часов. Последующий тест не показал падения емкости. Подозреваю, что эти ячейки потеряли какую-то часть своих циклов и я рекомендовал их к замене. Восстановленные ячейки можно применить в другом месте, не на воде.

 

Что касается переразряда LiNMC - подход тот же - заряд малым током (можно и большим, но травматично для ячейки). Отличие в том что они почти не греются при переразряде и последующем заряде. А при достижении напряжения 3,3В и выше - остывают до комнатной температуры полностью


Сообщение отредактировал SharkRocks: 29 декабря 2020 - 17:53

  • 0

#1474 VikingLiner

VikingLiner

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 471 сообщений
  • Из:СССР, Минск

Отправлено 29 декабря 2020 - 18:11

sergvg правильно написал что лифер не загорается при переразряде и последующем заряде. Также он не загорается при перезаряде до 5В на ячейку.

 

Что касается не лифера (и не титаната) - все зависит от химии. LiNMC имеет похожее поведение в смысле переразряда и перезаряда, т.е. не загорается так же как лифер. Остальные виды лития имеют риск возгорания при условии что заряд после переразряда происходит большим током. Переразряженную ячейку можно пробовать заряжать малым током до тех пор, пока напряжение не достигнет мигнимально допустимого. После этого можно повысить ток заряда до номинального. Я имею такой опыт с литий-марганцевой химией - из 4х переразряженных ячеек удалось спасти две. Нижнее напряжение было 1,5В на них. 

 

Две ячейки ощутимо грелись при попытке заряда и при отключении заряда напряжение на них снова падало до 1,5В. Эти уже все.

 

Остальные две при токе заряда 0,5А зарядились полностью за 70 часов. Последующий тест не показал падения емкости. Подозреваю, что эти ячейки потеряли какую-то часть своих циклов и я рекомендовал их к замене. Восстановленные ячейки можно применить в другом месте, не на воде.

 

Что касается переразряда LiNMC - подход тот же - заряд малым током (можно и большим, но травматично для ячейки). Отличие в том что они почти не греются при переразряде и последующем заряде. А при достижении напряжения 3,3В и выше - остывают до комнатной температуры полностью

 

 

Заряжал обычный литий что на мобильных телефонах - ниже 3.2 вольт телефон не видел аккума. Напряжение было 2.5в. Пришлось с внешнего бп малым током 1/20 зарядять его до 3.5в. Ескость не потерял, затем телефоном заряжался без проблем до 4.22в.


  • 0

#1475 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 951 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 29 декабря 2020 - 19:21

Заряжал обычный литий что на мобильных телефонах - ниже 3.2 вольт телефон не видел аккума. Напряжение было 2.5в. Пришлось с внешнего бп малым током 1/20 зарядять его до 3.5в. Ескость не потерял, затем телефоном заряжался без проблем до 4.22в.

В мобильных телефонах обычно литий-кобальтовые аккум LiCoO2. У этой химии стандартный рабочий диапазон 3,0В - 4,2В. Некоторые производители допускают незначительный перезаряд до 4,35В что увеличивает емкость на 5-10%, за счет уменьшения циклов. Современные мобильные телефоны в большинстве случаев устаревают за 2-3 года, поэтому считается что долгожители не нужны.


  • 1



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей


    Ahrefs (1)