Перейти к содержимому

Фотография

Вопрос по секстану ИАС-1М


Сообщений в теме: 330

#226 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 27 декабря 2020 - 23:30

Утром небо чуть прояснилось, даже Солнышко выглянуло, решил проверить работу ИАС-1.
Но когда доехал до Залива, всё опять затянуло облаками...

Единственное достижение, - смог проверить ноль шкалы по естественному горизонту.
Вышел к самой воде, присел с секстаном на корточки, чтобы поправка за занижение горизонта стала не больше полутора минут, и, о радость!, - настройка зеркала "по нулям"!
:)
  • 0

#227 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 28 декабря 2020 - 09:23

Ну а как на ИАС-1 с регулировкой размера пузыря, легче или сложнее?


  • 0

#228 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 28 декабря 2020 - 12:52

Мне показалось, что способ один и тот же: вытянуть из расширительной камеры требуемый объём воздуха. У меня на обоих секстантах получается одинаково хорошо.
Уверен, увеличенный объём (на ИскГор ИАС-1М) нужен только для защиты от забывчивости, - сложнее перегреть уровень так, чтобы расширившийся спирт сломал стёкла.
  • 0

#229 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 28 декабря 2020 - 16:49

.....
Уверен, увеличенный объём (на ИскГор ИАС-1М) нужен только для защиты от забывчивости, - сложнее перегреть уровень так, чтобы расширившийся спирт сломал стёкла.

Да, возможно. Если и не выдавит стёкла, то сам себя через уплотнения. Может, "межзаправочный интервал" чуть увеличится.

---------------

Я вот ещё что ещё разглядел в первоисточниках и фото.

На морском (немецком) варианте прибора блок уровня: а) с внешней воздушной камерой; б) с другой (большой) ручкой для сжатия сильфона (см. файл).

В той немецкой инструкции, где есть разрезы авиационного, блок или с маленькой ручкой и внешней камерой или с большой, но со скрытой камерой.

Я это к тому, что у немцев было как минимум 3 (три) варианта блока уровня. И пока ни разу не встречался их вариант, где маленькая ручка сильфона и скрытая камера (как у вашего ИАС-1). Кроме того, морской вариант у немцев появился позже авиационного.

Прикрепленные изображения

  • libellenoktant-kriegsmarine_1.jpg

  • 0

#230 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 28 декабря 2020 - 18:08

А я всё думаю, зачем/почему выбрали "улиточный" привод зеркала?
Можно же было, и гораздо прецизионнее, сделать на оси зеркала сектор шестерёнки, а на оси барабана - сцеплённую с ней меньшую, чтобы получить требуемое замедление. Тогда не было бы нелинейности поворота зеркала от поворота барабана, механизм был бы проще, а это значит, - точнее. И можно было бы уменьшить габарит секстанта...
Наверное, они опять (как и с интегратором) использовали какую-нибудь старую наработку.
  • 0

#231 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 28 декабря 2020 - 23:16

А я всё думаю, зачем/почему выбрали "улиточный" привод зеркала?
Можно же было, и гораздо прецизионнее, сделать на оси зеркала сектор шестерёнки, а на оси барабана - сцеплённую с ней меньшую, чтобы получить требуемое замедление. Тогда не было бы нелинейности поворота зеркала от поворота барабана, механизм был бы проще, а это значит, - точнее. И можно было бы уменьшить габарит секстанта...
Наверное, они опять (как и с интегратором) использовали какую-нибудь старую наработку.

   Улитка (барабан) уже стояла на секстанте АС. Схему выкладывал, дублирую. Там было и визирование в горизонт (через пузырь!), но не было интегратора. Правда наш АС - это была копия не немецкого, а английского  прибора (R.A.E. bubble sextant, 1921, тоже в файле) и здесь: https://airandspace....sm_A19570635000

   Не думаю, что техническое решение (барабан, шестерёнки или червяк) немцами было принято случайно. Именно у них был огромный опыт полётов на дирижаблях, в т.ч. и по нашему Севморпути. Наверняка, тестировали разные варианты. Причём условия визирования на дирижаблях гораздо более комфортные, чем на самолётах. У улитки очень важное приемущество: прямая передача на зеркало без люфта и практически без момента трения. Но есть износ. Я изучал в институте варианты шестерёнчатых безлюфтовых передач, они сложные и увеличивается  момент сопротивления. Так что проще, сделать большой ресурс и тяжёлое вращение или небольшой ресурс и лёгкое вращение? А время "живучести" прибора? А цена шестерёнок и барабана? Так ли опасна нелинейность, если учесть её при нарезке спирали? Про червяк+интегратор вообще сложно говорить, передача вращения односторонняя, медленная и на волне, к примеру, отрабатывать "туда-сюда" или невозможно или износ пары будет огромный.

  Получается, что немцы остановились на английской схеме и добавили удобный интегратор. А англичане отказались от своей схемы, занялись или шестерёнками или глубоко модифицированную схему классического с уровнем (А-10). В инструкции видна его оптическая схема. Зеркала заменили призмами. Коллективнную линзу заменили вогнутым зеркалом. Оптическая схема имеет больше элементов (их надо юстировать) и выглядит сложнее немецкой.

Вот думаю, надо в кучу собрать все аналогичные модели и выложить в отдельную тему. Жаль, другие приборы практически недоступны. Где-нибудь, в "музее штурманской службы ВВС" должны, конечно, быть...

 

Подозреваю, что у англичан возможность оставить на своих приборах визирование на горизонт, была вызвана в т.ч. и традициями - владычица морей, как никак. Немцы поступили практичнее, если визировать горизонт через пузырь (через ампулу) менее точно, чем на классике, то пусть приборы существуют параллельно, с узкими специализациям.

 

Я к чему веду речь. Налицо совершенно разные решения и вывода, что именно оказалось лучше - нет. Тем более, что в авиации с астронавигации все быстренько сосокочили сначала с ручных приборов, а потом и с тех, что на турелях в астрокуполе, да и вздохнули с огромным облегчением. А морякам было полфиг, т.к. у них было традиционное решение. Подводные лодки получили приборы, которые визировали светила через перископ. А это уже не ручные приборы.

Наверняка, никто и не сравнивал удобство в работе и точность принципиально разных моделей ручных приборов с пузырями.

Коллекционеры, разумеется, не в счёт.

Прикрепленные изображения

  • R.A.E. bubble sextant.jpg
  • АС.jpg

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  A-10-Manual.pdf   3,65МБ   73 Количество загрузок:

  • 1

#232 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 29 декабря 2020 - 01:20

Безлюфтовость улиточного привода обеспечивается только усилием пружины на рычаге-водиле зеркала. То же самое можно и с шестернями сделать.
Единственный плюс улитки - однозначность положения барабана и рычага при сборке.
Кстати, вспомнил ещё одно отличие ИАС-1М от ИАС-1: на барабане первого есть скрытое внутри рукоятки отверстие, оно показывает, которым их трёх "нулей" надо повернуть барабан к индексу, чтобы рычаг водилы (в положении 80°) и ограничитель оборотов дали полный диапазон углов.
:)

А так, я согласен, оптическая схема самая простая, потерь света - минимум. Удачная кончтрукция, но сишком (на мой вкус) громоздкая.
  • 0

#233 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 29 декабря 2020 - 09:21

1. Безлюфтовость улиточного привода обеспечивается только усилием пружины на рычаге-водиле зеркала. То же самое можно и с шестернями сделать.
2. Единственный плюс улитки - однозначность положения барабана и рычага при сборке.
3. Кстати, вспомнил ещё одно отличие ИАС-1М от ИАС-1: на барабане первого есть скрытое внутри рукоятки отверстие, оно показывает, которым их трёх "нулей" надо повернуть барабан к индексу, чтобы рычаг водилы (в положении 80°) и ограничитель оборотов дали полный диапазон углов.
4........ Удачная кончтрукция, но сишком (на мой вкус) громоздкая.

1. У шестерён будет большее число зацеплений. Значит, точек касания тоже больше. Механизм будет не такой "жёсткий".

2. Точно, на зуб ошибся и ку-ку...  Я даже не подумал.

3. Очень интересно, будет возможность - сфоткайте.

4. Возможно, немецкий легче. Мы же не знаем, у него две боковины прибора из стали или дюраля?
 


  • 0

#234 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 18 января 2021 - 16:58

.......................
Пока не буду переставлять призменный блок (с механизмом флажка окончания интервала измерения) с ИАС-1М на ИАС-1, так как опасаюсь, что после разборки/сборки "уйдёт" настройка.

.......................
 

 

Есть большая вероятность, что именно отсутствие механизма "флажка" позволит установить оптику для работы по естественному горизонту, причём без разборки прибора. Но так же весьма возможно, что при работе с уровнем и с горизонтом будут разные поправки отсчёта, что, конечно же, можно будет учесть.

 

Предположение основано на том, что:

- диагональное зеркало умышленно установлено так, чтобы перед ним мог появиться другой отражательный элемент. Нам казалось, что оно не под 45 град, сейчас пришёл к выводу, что оно под 45 град, но сдвинуто к задней части прибора. В обоих случая вид на уровень спереди будет один и тот же, что и вводило в заблуждение.

- профиль канала подсветки очень странный: длинный конус с 24 на 23 мм, далее цилиндрическое заужение до 18 мм. Делать это только для подсветки - не слишком экономично, а вот для точной фиксации (совмещения) чего-то другого - очень разумно.

 

Реализация: через отверстие подсветки нужно вдвинуть и объектив и призму (90 град.).... вместе, единым устройством. Поворот луча на горизонт на 90 град. в призме заменит "неправильный" его поворот в зеркале. Подсветка уровня в этом случае работать не будет, но, исходя из логики  "вижу горизонт, значит светло", противоречий не вижу.

Профиль всего осветительного отверстия зарисовал, подобрал  призму (с квадратом 12 мм),  но вот именно "флажок" ей и мешает на 1...2 мм. Пока попробую найти призму с квадратом 10 мм, но это предельно малый размер, т.к. он будет равен световому диаметру уровня.

 

 

Посмотрите спереди как в свой ИАС-1, так и в ИАС-1М. Если мои предположения верны, то у первого прибора Вы не увидите ничего, чтобы визуально выступало бы внутрь между заужением 18 мм  и зеркалом.

А у второго, к сожалению, как при взведении, так и при освобождении флажка он мешает призме. Уже проверил. :(  Как вариант - демонтировать флажок.


  • 1

#235 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 21 января 2021 - 13:37

Сравнил (невооружённым глазом и пальцем) посадочные места во входном канале подсветки ИАС-1М и ИАС-1.
Никаких отличий не заметил. И там, и там - продольный паз для правильной установки диагонального отражателя, и там, и там, - кольцеавя канавка для защёлки под рассеиватель и отражатель. Степень коничности - измерить нечем, но я практически уверен, блок в ИАС-1 и в ИАС-1М имеет единственное различие: сверление под шток флажка, сигнализирующего об окончании работы интегратора.
  • 0

#236 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 21 января 2021 - 18:54

......
Никаких отличий не заметил.

.....

Я имел ввиду "затенение" самой узкой части канала освещения флажком на ИАС-1М. Опять, как предположение: пока флажка не было, спереди вставлялась съёмная оптическая система для работы по горизонту. Появился "флажок" (пока не пойму, а был ли он у немцев) - эта процедура оказалась физически невозможна.


  • 0

#237 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 21 января 2021 - 21:43

Хммммм....
Посмотрю ещё раз.
  • 0

#238 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 22 января 2021 - 18:56

Смотрю, и не понимаю, о каком затенении речь?

Флажок L-образный, вертикальным штоком идёт почти возле самой стенки вверх, в отсек интегратора, горизонтальная часть - выпрыгивает над верхним стеклом капсулы уровня.
Всё это расположено в полости призмы+уровня+зеркала, никак не может помешать разместить что-либо во входном канале подсветки...

АБСОЛЮТНО уверен, кроме сверления под шток флажка, деталь, держащая призму+зеркало (с окулярным дуплексом и пр.), одна и та же, что в ИАС-1, что ИАС-1М. Разбирать ИАС-1 пока не стану, чтобы не сбить настройки. ИАС-1М разбирал полностью, "до последнего винтика".
  • 0

#239 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 22 января 2021 - 19:19

........ИАС-1М разбирал полностью, "до последнего винтика".

Ну так и что скажете о самом главном? Я об установке зеркала. Там можно поставить юстировочные винты или нет?

Фото сделаете?


  • 0

#240 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 22 января 2021 - 19:38

ОЧЕНЬ сильно сомневаюсь, что диагональное зеркало можно сделать юстируемым...
Как я теперь понимаю, именно из-за того, что призму надо регулировать только по одному углу (повороту относительно "биссектрисы", а наклон НЕ ВЛИЯЕТ!), её и поставили, хоть она и тяжелее/дороже зеркала. Обеспечить доступ к винтам регулировки диагонального зеркала или совсем невозможно, или ОЧЕНЬ затруднительно.
Для работы с естественным горизонтом я бы воспользовался СНО-М, с которым ВЛП (у меня) была бы в ~паре кабельтовых от истинного местоположения. Даже в условиях качки!
:)
  • 0

#241 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 31 января 2021 - 23:28

Забыл, когда видел Солнце...
:)

От скуки занялся проблемой хранения точного времени. В СССР были наручные часы с возможностью ЦИФРОВОЙ настройки точности хода, - "Электроника-52" одни из таких.

Сегодня в очередной раз поверял ход часов.
Выяснилось, - попутно, - что сигналы "точного" времени, передаваемые радиостанцией ""Вести-FM" на частоте 1413kHz, отстают от истины на 11 (одиннадцать) секунд.
Это было неожиданно, я думал, что "аналоговое" вещание на СВ идёт без задержки...
  • 0

#242 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 01 февраля 2021 - 09:00

......
Сегодня в очередной раз поверял ход часов.
Выяснилось, - попутно, - что сигналы "точного" времени, передаваемые радиостанцией ""Вести-FM" на частоте 1413kHz, отстают от истины на 11 (одиннадцать) секунд.
Это было неожиданно, я думал, что "аналоговое" вещание на СВ идёт без задержки...

Увы, не новость.

Повторно и мотивированно рекомендую "Маяк" на УКВ.
 


  • 0

#243 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 01 февраля 2021 - 13:03

Только что, 2021-02-01UT0900, прослушал ОДНОВРЕМЕННО и сигнал эталона RWM, и "Маяк" (в СПб, на частоте 107MHz).
Увы, наблюдается пятисекундная задержка "точного" времени на "Маяке": от прозвучал в 2021-02-01UT090005.
  • 0

#244 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 03 февраля 2021 - 19:30

Только что, 2021-02-01UT0900, прослушал ОДНОВРЕМЕННО и сигнал эталона RWM, и "Маяк" (в СПб, на частоте 107MHz).
Увы, наблюдается пятисекундная задержка "точного" времени на "Маяке": от прозвучал в 2021-02-01UT090005.

Я проверю в Москве. У нас у "Маяка" другая частота.

С какой модуляцией и на какой аппаратуре Вы слушаете (если на слух) RWM?


  • 0

#245 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 03 февраля 2021 - 23:53

Я принимаю RWM на Sony ICF-SW100, чаще всего (и "громче") на 4996kHz, но иногда ещё и на 9996kHz или 14996kHz. Приём возможен в режиме "морзянки" (CW).

Если у вас нет такого приёмника (позволяющего слушать "морзянку"), то на частотах 5000kHz, 10000kHz и 15000kHz можно воспользоваться сигналами китайской станции BPM или неопознанной итальянской. Они работают в "обычной" AM, хоть на "Спидолу" принимай, но заметно слабее, чем наша RWM.

А вообще, там целая "куча-мала" из эталонов времени, забавно прикидывать их взаимную задержку, чтобы оценить, кто дальше, а кто - ближе. Иногда и WWV слышно, даже WWVH - с Гаваев.
:)

Сообщение отредактировал booBot: 03 февраля 2021 - 23:54

  • 0

#246 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 04 февраля 2021 - 08:43

У меня Tecsun PL-600. Увы, CW на нём нет. Попробуйте у себя на SSB - получится?


  • 0

#247 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 04 февраля 2021 - 12:32

Должно получиться: включите нижнюю полосу SSB (то есть, LSB), настройтесь на частоту 4997kHz (или 9997kHz, 14997kHz). Вы услышите сигналы частотой 1kHz. Можно и с верхней полосой (USB), но тогда гетеродин долже быть на этот же 1kHz ниже (4995kHz, 9995kHz, 14995kHz).
Загородом/"на даче" - на длинную проволоку в качестве антенны, - услышите все существующие станции точного времени. Кроме нашей (RWM), все работают в AM (амплитудной модуляции). Любая "спидола" примет.

Сообщение отредактировал booBot: 04 февраля 2021 - 12:33

  • 0

#248 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 04 февраля 2021 - 15:43

Понял. За городом должно получиться.


  • 0

#249 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 11 февраля 2021 - 13:08

Должно получиться: включите нижнюю полосу SSB (то есть, LSB), настройтесь на частоту 4997kHz (или 9997kHz, 14997kHz). Вы услышите сигналы частотой 1kHz. Можно и с верхней полосой (USB), но тогда гетеродин долже быть на этот же 1kHz ниже (4995kHz, 9995kHz, 14995kHz).
Загородом/"на даче" - на длинную проволоку в качестве антенны, - услышите все существующие станции точного времени. Кроме нашей (RWM), все работают в AM (амплитудной модуляции). Любая "спидола" примет.

Только что проверил дома. 12.00 МСК

 

- "Маяк" на простейшем УКВ приёмнике

- RWM пришлось принимать на компе http://websdr.ewi.utwente.nl:8901/

 

Начало шестого сигнала на "Маяке" опередило (!) начало тонального сигнала на 9996 кГц (CW) примерно на 0,5 с.

Понятно, что "сетевой" КВ приёмник может иметь задержку, поэтому эксперимент на даче не отменяется.


  • 0

#250 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 11 февраля 2021 - 18:17

Добрый день!
Разумеется, никаких "новомодных наворотов"! Только честный приём.

Получил я ИМС-3...

Это СОВСЕМ другой инструмент! :)
Такое ощущение, что адмиралы вызвали в поход (для большего эффекта, - наверняка на подводной лодке) всю бригаду конструкторов. В походе их, судя по всему, заставлял работать с ИАС-1М по многу часов в сутки.

Иначе объяснить исправленную эргономику ИМС-3 невозможно.
  • вопервых - удобная рукоятка, позволяющая держать секстант без ненужного спазма руки, хоть при работе "на отражение", хоть - "на просвет"
  • вопервых же - внедрено колёсико-замедлитель вращения барабана, очень удобно вносить малые изменения угла зеркала
  • и ещё раз - вопервых - для юстировки нуля барабана - канал подсветки искусственного горизонта превращён в зрительную трубу, позволяющую видеть светило или натуральный горизонт!
  • для переключения естесственной/искусственной подсветки пузырькового уровня сделало подвижное зеркальце, управляемое рычажком на правой боковине секстанта
  • фильтры м рассеиватель естесственной подсветки сделаны не только съёмными, но и поворотными, их можно поодному или группой подставлять/убирать на входе канала подсветки, не снимая всю их кассету
  • все водвижные/хрупкие части секстанта защищены крышками.
Внутри - знакомая конструкция ИАС-1М, но глядя снаружи, - его не узнать.
:)
  • 1



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей