Перейти к содержимому

Фотография

Вопрос по секстану ИАС-1М


Сообщений в теме: 330

#201 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 15 декабря 2020 - 17:54

PS Вместо оловянных шайб, решил во вашему совету подложить под пробку шарик (D == 4,5mm) от подшипника. Держит при умеренном затяге.
  • 0

#202 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 15 декабря 2020 - 18:46

Теперь Вы один из немногих, кто может субъективно сравнить удобство регулировки размера пузыря в блоке от ИАС-1  с аналогичной регулировкой в блоке от ИАС-1М.

 

Большая вероятность, что в блоке уровня от ИАС-1 воздушная камера тоже есть, но невидима. Поясняю. При повторном изучении уже выложенной ранее инструкции на немецкий Libellenoktante увидел, что показаны два варианта воздушной камеры: скрытой в массиве блока уровня и внешней. Так что в блоках уровней ИАС-1 и ИАС-1М наши умельцы повторили оба немецких варианта.

Причём и шлицы и восьмигранник на прижимных гайках так же присутствуют в вариантах у немцев :D

 

Ещё раз оригинальная инструкция. Смотреть надо рисунки/разрезы на стр. 24 и 25.

 

Прикрепленные файлы


  • 1

#203 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 15 декабря 2020 - 19:07

Кстати,  Вы можете спереди заглянуть (сделать фото) в осветительные каналы обоих ваших приборов и ещё раз проверить, одинаково ли "криво" (т.е. не под 45 град) стоят наклонные зеркала в конце канала. Это к вопросу отсутствующих в принципе объективов для работы по естественному горизонту.

Так же интересно сравнить длины водила под барабаном.

---------------

Чуть не забыл. За резкие фото блока уровня ИАС-1 - отдельное спасибо! :)


  • 0

#204 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 15 декабря 2020 - 19:15

Да, камера (Luftraum C) в ИсГор'е ИАС-1 есть, но её объём (во всяком случае, на моём экземпляре) невелик.

Разжимая сильфон легко создать такое давление спирта, что пузырёк, не имеющий возможности уйти из-под купола в камеру, полностью схлопывается. Опасаюсь, что можно и стёкла выдавить/разбить. Во всяком случае, я смог, осторожно повышая давление, найти затяжку прижимной гайки стекла, чтобы прекратить утечку сквозь верхнюю резьбу/уплотнение.
Думаю, надо убавить количество спирта, чтобы при нагреве не произошло разрушение стёкол. ИсГор на ИАС-1М в этом смысле "дуракоустойчивее", можно забывать сжимать сильфон после работы с секстантом. Предупреждение о необходимости сжать его ДО УПОРА есть не только в "Руководстве...", но и на ящике.

Выплавлять из старых шайб шарики, чтобы снова сплющить из них шайбы, - не буду, подшипниковый шар держит давление отлично. А ремонтопригодность, - отвинтил пробку, вынул шарик, долил спирт, - это ОЧЕНЬ удобно.

Пока не буду переставлять призменный блок (с механизмом флажка окончания интервала измерения) с ИАС-1М на ИАС-1, так как опасаюсь, что после разборки/сборки "уйдёт" настройка. Сперва сделаю несколько измерений, чтобы удостовериться в юстировке прибора. (или её отсутствии)

Думаю, чтобы ИАС-1(М) мог работать по естественному горизонту, мало обеспечить точные 45° поворотного (осветительного) зеркала. Необходимо гарантировать прецизионную установку объектива, чтобы его ось, будучи горизонтальной, попадала строго на центр купола уровня.
Посадочные места не выглядят достаточно надёжными, чтобы объектив повторяемо снимался и устанавливался в правильное положение...

Сообщение отредактировал booBot: 15 декабря 2020 - 19:20

  • 0

#205 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 15 декабря 2020 - 19:53

.....
Думаю, чтобы ИАС-1(М) мог работать по естественному горизонту, мало обеспечить точные 45° поворотного (осветительного) зеркала. Необходимо гарантировать прецизионную установку объектива, чтобы его ось, будучи горизонтальной, попадала строго на центр купола уровня.
Посадочные места не выглядят достаточно надёжными, чтобы объектив повторяемо снимался и устанавливался в правильное положение...

Уточню. С правильной установкой объектива ещё пол-беды. Можно вдвинуть в канал и больше не трогать. Я так делал, уже отчитывался. Да и купить теперь пара пустяков. Вот клееный ахромат с нужным диаметром и фокусным расстоянием, он лежит на Али и разве что не написано, что ".....для советского ИАС в канал освещения"https://www.aliexpre...000001297255637

А подсветку уровня можно было выполнить светодиодом, вдвигаемым спереди оного объектива. (Съёмное зеркало  подсветки уже не пригодится, оно упрётся в объектив.) Светодиод настолько мал, что перекрыть всю апертуру объектива (D=20 мм) он не сможет, изображение светодиода в плоскости уровня будет не в фокусе (т.е. рассеяное освещение в любом случае), свечение светодиода можно отрегулировать на минимум.

И я уже давно точно купил бы (и куплю, наверное :)), но вот диагональное зеркало (или призму 90 град с полным внутренним отражением) правильно устанавливать и юстировать сложнее всего. Очень много регулировок: продольный и поперечный наклон, линейный сдвиг (либо вверх-вниз, либо вперёд назад). Все юстировочные винты должны быть выведены так, чтобы на собранном приборе к ним был удобный доступ. А нет даже намёка на них. Одним словом, надо раскидывать весь прибор, втыкать куда-то юстировочные винты. Когда я ставил подобное зеркало на Friberg, то там всё доступно и на виду, да и оптическая схема там другая, уровень не на луче зрения на горизонт, а просто накладывается на него. А здесь - на луче зрения на горизонт.

----------------

Можно и не покупать объектив. Если коллективная линза от ИАС-1 имеет диаметр меньше, чем канал освещения, то вынуть её из одного прибора-донора и вставить в другой прибор-акцептор. Это именно те же 75 мм фокусного расстояния. У немцев, кстати, на стр.26 сказано, что линза - ахромат, значит тоже клееная!

---------------

Если после объектива установить оптический клин, компенсирующий неправильный наклон зеркала, то ничего разбирать не понадобится. Но правильный клин - огромная проблема, да и окраска изображения появится.


  • 1

#206 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 15 декабря 2020 - 22:13

Внезапно выяснилось, что я-таки допустил невнимательность/оплошность: на "старом" уровне две пробки!
Я вскрыл ту, которая была рекомедована в "Описании...", ведущую в камеру Luftraum C.
Всё бы обошлось, если бы я запечатывал заправочное отверстие оловянными шайбами.
Но там сейчас шарик от подшипника, D == 4,5mm.
В результате пробка не углубилась, как было раньше, она выступает на ~0,5~1,0mm. А это не даёт уровню зайти на своё место так, чтобы "клыки" держателя попали в соответствующие углубления на корпусе уровня...

Завтра сделаю оловянные шайбы, а шарик переставлю под вторую пробку, она смотрит наружу, её выспупание ничему мешать не будет.
:)
  • 0

#207 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 16 декабря 2020 - 09:10

Внезапно выяснилось, что я-таки допустил невнимательность/оплошность: на "старом" уровне две пробки!
Я вскрыл ту, которая была рекомедована в "Описании...", ведущую в камеру Luftraum C.
Всё бы обошлось, если бы я запечатывал заправочное отверстие оловянными шайбами.
Но там сейчас шарик от подшипника, D == 4,5mm.
В результате пробка не углубилась, как было раньше, она выступает на ~0,5~1,0mm. А это не даёт уровню зайти на своё место так, чтобы "клыки" держателя попали в соответствующие углубления на корпусе уровня...

Завтра сделаю оловянные шайбы, а шарик переставлю под вторую пробку, она смотрит наружу, её выспупание ничему мешать не будет.
:)

Антон, если я правильно понял, то установке блока уровня на место помешало неполное ввинчивание именно пробки "В" (на разрезе; см. рис) из-за шарика вмести прокладки? Т.е. в инструкции (она у вас в комплекте прибора на русском или Вы перевели с немецкого?) для данного типа блока рекомендована заправка именно через это отверстие, которого в принципе нет в ИАС-1М?

Я это к тому, что если в инструкциях на ИАС-1М и ИАС-1 в разделе относящегося к заполнению уровня есть явная разница, то сделайте, пожалуйста, скан из инструкции (если у Вас она есть). Возможно, есть и прочие отличия.

И кому, как не Вам теперь точно предстоит установить все различия между приборами. :)

 

Ещё наблюдение и вопрос.

В немецкой инструкции, помимо разного исполнения воздушной камеры и числа пробок для заправки спиртом, отличие между блоками ещё и в исполнении сильфона и рукоятки (кремальеры) для его сжатия. А вот на ваших двух приборах (я сужу пока только по фото блока от ИАС-1) этой разницы нет. Это так?

Прикрепленные изображения

  • Блок ИАС-1 в разрезе.jpg

  • 0

#208 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 16 декабря 2020 - 13:04

В ящике, как и было обещано продавцом, есть и Формуляр, и "Описание...". Оба документа на Русском языке, разумеется.

Мне кажется, заправлять непосредственно в полость сильфона опасно, так как возможен случай отсутствия воздуха в расширительной камере (a.k.a. - Luftraum C или её эквиваленте), что грозит разрушением стекла при неудачной прокачке спирта туда-сюда сильфоном.

Надо проверить, но мне кажется, что под единственной пробкой на ИАС-1М канал ведёт не сразу к сильфону, а именно в расширительную камеру, просто схема сверления разная.

Да, именно пробка "B" выступая, не позволяет задвинуть уровень на своё место правильно.

Будет время, отсканирую "Описание...", но, видимо, оно (или картинка в нём) "моложе" прибора, так как в механической схеме есть элементы управления флажком окончания интервала наблюдений, но в тексте про флажок нет упоминаний.

Сообщение отредактировал booBot: 16 декабря 2020 - 13:05

  • 1

#209 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 16 декабря 2020 - 18:13

Постаил оба секстанта перед собой, смотрю в канал подсветки ("со стороны Солнца").
"Несорокапятиградусность" дополнительного зеркальца явственно видна, и она приблизительно одинакова у обоих приборов.
  • 0

#210 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 16 декабря 2020 - 18:32

В ящике, как и было обещано продавцом, есть и Формуляр, и "Описание...". Оба документа на Русском языке, разумеется.
...........
Будет время, отсканирую "Описание...", но, видимо, оно (или картинка в нём) "моложе" прибора, так как в механической схеме есть элементы управления флажком окончания интервала наблюдений, но в тексте про флажок нет упоминаний.

Описание именно на ИАС-1 я пока в электронном виде не встречал. Это редкость и Вам повезло.

.......

Очень странно. Создаётся ощущение, что по мере выпуска приборов, меняли, дорабатывали или по-разному комплектовали отдельные узлы или партии приборов. Либо в руки нашим сначала попался "ранний" немецкий авиационный октант, его тут же скопировали, а потом выяснили, что есть ещё и "поздний". Вам, в любом случае, виднее. Будут ещё разные или нелогичные варианты на приборе, не забудьте про них упомянуть.

Авиационных модификаций встречается две, а вот морская пока только одна. Думаю, а вот почему? Параллельно возник вопрос, а что там в ГИМС-3 с вариантом конструкции уровня и флажком?

 

.....
"Несорокапятиградусность" дополнительного зеркальца явственно видна, и она приблизительно одинакова у обоих приборов.

Вот именно. Если она ещё и неодинакова, то положение зеркала годилось только для подсветки.


  • 0

#211 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 16 декабря 2020 - 19:02

Рассматривая фото находящегося в продаже в Белгороде (лидер среди городов РФ по числу предложений ГИМС-3 на вторичке, в т.ч. и на душу населения и по разбросу цен) вижу, что воздушная камера на приборе - внешняя. :D


  • 0

#212 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 16 декабря 2020 - 19:25

Не нашёл ни одного секстанта с гирогоризонтом...
  • 0

#213 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 17 декабря 2020 - 09:41

Не нашёл ни одного секстанта с гирогоризонтом...

Конечно я имел ввиду белгородские ИМС. Почему ошибся в аббревиатуре... сам не пойму. :( Наверное, что-то подсознательно обдумывал. На перспективу.


  • 0

#214 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 17 декабря 2020 - 16:01

Переплавил олово снятых шайб на шарики, из которых наплющил новые шайбы.
Законопатил оловянной шайбой заправочное отверстие, шарик подшипника перенёс под пробку на внешней стороне уровня.
Теперь всё установится на секстант штатно.
:)
  • 0

#215 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 18 декабря 2020 - 14:33

Думаю, надо перемотать реостат регулировки яркости подсветки пузырьковой камеры.
Штатный, на ~61 Ом, почти не влияет на яркость светодиодной "лампочки".
  • 0

#216 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 19 декабря 2020 - 00:14

Уровень этого ИАС-1 каой-то "заколдованный"! :)
Оказывается, пробка на внешней стороне тоже не должна выступать! Когда под ней не шайба, а шарик (D == 4,5mm), торчащая на ~3mm пробка не даёт установить рукоятку так, чтобы контакты выключателя и реостата освещения подключились надёжно.

Пидётся и тут закупоривать оловянной шайбой.

:)
  • 0

#217 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 20 декабря 2020 - 17:57

Уровень этого ИАС-1 каой-то "заколдованный"! :)
.........

 

Я выкладывал своё фото с пробкой "А" (единственной) на "новом" блоке уровня (#192). С шариком d=4 мм она, напоминаю, заподлицо. Но возможен вариант, что на "старом" блоке уровня глубина резьбы и (или) сама пробка имеют разный размер. На разрезе у немцев - что-то подобное видно. Тем более, при сравнении шариков 4 и 4,5 мм (мой и ваш), 3 мм выступа пробки у Вас - это сильная разница.

У вас есть оба блока, Вам и следствие вести. :)

 

По поводу светодиодов вообще. Столкнулся с тем, что график  "ток-яркость" у разных светодиодов - разные, не говоря уже про угол освещения. Пришлось подбирать из хлама, да ещё и вершинку его линзы стачивать. Реостат я не менял, но вроде бы подпаивал резистор именно в цепь подсветки. К тому сдвижному светофильтру подсветки, который матовый (т.е. НЕ красный) ещё подклеил дополнительное затемнение (кругляш от рентгеновского снимка). Его плотность тоже пришлось подбирать.

В настоящее время, по слабым звёздам работаю с красным СФ, а по ярким и при регулировке размера пузыря ночью - с белым (теперь серым) СФ.


  • 0

#218 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 22 декабря 2020 - 01:09

:)
Слона-то я и не приметил!...

Поставил на ИАС-1 его "родной" уровень, законопаченный со всех сторон оловянными шайбами, решил хоть высоту красных огоньков на трубе ТЭЦ "взять", а пластиковой таблички для записи результатов НЕТ!
:)
И даже отверстий для её крепления нет, то есть, это не последствия вандализма, а самая что ни на есть, НЕДОРАБОТКА конструкции!
Придётся и тут "колхозить"...

Кстати, привезённый в подарок из Тайваня LCD Writing Tablet оказался ОЧЕНЬ удобен и для промежуточных записей, и для вычислений элементов ВЛП (с помощью гаверсинусов)!
  • 0

#219 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 23 декабря 2020 - 09:07

.........
Поставил на ИАС-1 его "родной" уровень, законопаченный со всех сторон оловянными шайбами, решил хоть высоту красных огоньков на трубе ТЭЦ "взять", а пластиковой таблички для записи результатов НЕТ!
И даже отверстий для её крепления нет, то есть, это не последствия вандализма, а самая что ни на есть, НЕДОРАБОТКА конструкции!
Придётся и тут "колхозить"...
 

Если наличие таблички на приборе принципиально, то на вашем месте я бы взял необходимого размера пластик, двухсторонний скотч (лучше толстый/мягкий) и табличку приклеил.

На отсутствии таблички в заводской комплектации ИАС-1 я уже указывал ранее.


  • 0

#220 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 23 декабря 2020 - 11:38

Наличие таблички (и держателя карандаша на шнурочке рядом!) - разумеется удобство. Обязательно приделаю.
:)

PS
Ещё, думаю, надо бы на край окна, возле минутной шкалы интегратора, увеличительную линзу приклеить...
  • 0

#221 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 23 декабря 2020 - 20:21

.....
Ещё, думаю, надо бы на край окна, возле минутной шкалы интегратора, увеличительную линзу приклеить...

Да, логично. Я тоже попробую.


  • 0

#222 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 24 декабря 2020 - 12:49

Yo!
А ведь можно же линзу Френеля просто наложить на имеющееся оргстекло! Или - под ним, чтобы не пачкалась...
  • 0

#223 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 25 декабря 2020 - 13:38

Yo! Yo!! Yo!!!
А ведь на такую линейку можно заменить всё "остекление" окна интегратора!
Вырезать часть так, чтобы ось линзы была над лампочкой, когда накопитель туда приедет, его будет отлично видно.
:)
  • 0

#224 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 26 декабря 2020 - 19:11

Yo! Yo!! Yo!!!
А ведь на такую линейку можно заменить всё "остекление" окна интегратора!
Вырезать часть так, чтобы ось линзы была над лампочкой, когда накопитель туда приедет, его будет отлично видно.
:)

Может, вообще горизонтальную крышку отсека со шкалами интегратора поменять на плоскую линзу?

А у Вас там до сих пор лампочки?

---------------------------------------------

Не дождался ответа и ещё раз задаю вопрос (он в сообщении #207): на блоках уровней от ИАС-1 и ИАС-1М одинаковые ли рукоятки сжатия сильфонов или разные (в т.ч. и сами механизмы сжатия), как на двух вариантах немецких приборов?


  • 0

#225 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 26 декабря 2020 - 23:46

Сильфоны я не доставал, что там внутри, - я не знаю. Внешне уровни отличаются формой/объёмом расширительной камеры, количеством пробок, зацепом гаек на стёклах. Других отличий (пока) не нашёл, воротки привода сильфона (на глаз) неотличимы.

Про линзу в окне шкал интегратора: трёхкратность - слишом мала, чтобы с расстояния, где расположено стекло, дать заметное увеличение. С упомянутыми линзами Френеля (по ссылкам) это бессмысленно.

Вся подсветка переведена на "белые" LED'ы, каждый потребляет около 5 миллиампер. Яркость огромная, для пузырьковой камеры - даже излишняя.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей