Судно МАЯНГ
Происхождение - Индонезия, Ява.
Назначение - рыбная ловля, торговля.
Большое распространение получило во времена Голландской Индии для каботажного плавания у Явы.
Центр судостроения маянга - Рембанг, Центральная Ява.
Название происходит от изменённого паянг (payang) - рыболовная сеть тралового типа, используемая местными рыбаками.
Корпус судна в основном изготовлен из тика. Судно беспалубное, но имеет "хижину" посредине. Имеет водонепроницаемые переборки. Маянг XVIII-го века имел команду из 6 человек, длину от 9,15 до 12,2 метра; грузоподъемность 7.24 тонны. Осадка - 1 метр, ширина - 3 метра. Имеется, по крайней мере, 9 отсеков для хранения рыбы, три из них перед мачтой.
Парусное вооружение маянга состояло из парусов - танджя, латинский, клешня краба (на выбор). В большинстве случаев был вооружен парусом танджя.
В военном варианте имел небольшую вращающуюся пушку и пару пищалей.
Современный маянг может иметь двигатель и киль, размеры 10-15 метров длины, ширина 2-3 метра, высота борта 0,5-0,9 метра. Высота мачты 8-9 метров с парусом площадью 14-16 м2.
Судно ПЕНЧАЛАНГ
Традиционное торговое судно Нусантары (островного мира).
Изначально строился малайцами, затем и яванцами. К концу XVII века производство налажено в Рембанге. Пользовался популярностью у мореходов с Бали и Сулавеси.
Название происходит от "..обозревать, наблюдать разведывать..", короче, разведчик.
Вооружен парусом танджя с гиком.
Экипаж 8-20 человек.
Длина 10,7 - 16,5 метров, ширина 3,7-5,5 метров.
Для Ост-Индской компании, в начале XVIII века строились длиной 16,5-18 м., грузоподъемностью 36,2-63,35 тонн, затем 18-22,5 метра длиной и грузоподъемность 108,6-144,8 тонн.
Находясь в составе торгового флота Ост-Индской компании, часто использовался в целях разведки неприятеля.
Судно БЕНАВА
Корабль из княжества Гова (Сулавеси). Первые упоминания датированы XIV веком.
Название незамысловатого происхождения, от яванского (кави) - banawa (корабль).
Специально строился как транспорт для перевозки лошадей, буйволов.
Имел 2-3 мачты, парус танджя из плетёных циновок. В более поздние времена (XVI-XVII вв.) использовались и паруса европейских типов.
На таких судах макассарские мореходы достигали Сингапура и Папуа.
Пиратский корабль ЛАНОНГ.
Большой пиратский корабль островного мира.
Строился на Минданао (Филиппины) и на побережье Восточного Калимантана (Борнео).
Название происходит от пиратского племени с Филиппин - Ланун.
Корабль имел длину 18-21 метр, с двумя-тремя рядами гребцов, кроме того вооружался четырехугольными парусами танджя на двух мачтах. Иногда его силуэт путали с силуэтом джонки.
Кроме военного применения использовался для транспортировки грузов и людей.
Как военный корабль часто использовался в сражениях против европейских завоевателей.
Вооружение - носовая пушка, несколько маленьких и пушка на вращающемся лафете. Пираты были вооружены мушкетами, саблями, копьями.
Наибольшая длина корабля - 30 метров, ширина - 6 метров.
На правом рисунке нападение двух пиратских ланонгов на корабль Джеймса Брука - первого белого раджи Саравака из династии белых раджей.
Корабль ЛАНЧАРАН
Название от малайского (индонезийского) ланчар (lancar) - быстрый, стремительный.
Движется под веслами и парусом. Парус - танджя. Вместимость 150-200 человек.
Имел на вооружении несколько пушек Лантака (или Лела), а также поворотные пушки Cetbang.
В наличии абордажная палуба.
Торговый вариант судна имел грузоподъемность 150 тонн.
Княжества Сингапур и Суней Раджя имели по сотне подобных, трехмачтовых кораблей.
В сражении княжества Демак против португальцев в Малаке (1513 г.), ланчаран использовались как транспортно-десантные суда для высадки войск в Малаке.
Также принимали участие со стороны княжества Аче в нападении на Малаку в 1568 году.
На рисунке ланчаран с о.Мадура (1601год)
Сообщение отредактировал утлюк: 05 декабря 2019 - 20:47