Перейти к содержимому

Фотография

Литий / Свинец / и др. Мифы и реальность

#литий

Сообщений в теме: 145

#126 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 044 сообщений
  • Из:Барнаул
  • Судно: Bavaria 34 Cruiser
  • Название: Andromeda

Отправлено 19 октября 2020 - 00:20

Не показал бы!

 

Я выше писал. Фишка в том, что батарея "кушаеть" ток, как будто заряжается.

 

Да какая разница чего там кушает и как батарея. Перескочил счетчик 0, упал ток заряда до 1 А, шел после этого заряд некоторое время и напряжение поднялось до 14.4 В. Вот и начинаем отсчет от 0 при разряде. Где здесь можно ошибиться то?


Сообщение отредактировал bisoft: 19 октября 2020 - 01:00

  • 2

#127 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 053 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 19 октября 2020 - 21:30

Да какая разница чего там кушает и как батарея. Перескочил счетчик 0, упал ток заряда до 1 А, шел после этого заряд некоторое время и напряжение поднялось до 14.4 В. Вот и начинаем отсчет от 0 при разряде. Где здесь можно ошибиться то?

Ошибиться легко.

Например одно из мест ошибки - Charge Efficiency Factor (CEF)

Еще одно, при разряде, Peukert coefficient.


  • 0

#128 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 044 сообщений
  • Из:Барнаул
  • Судно: Bavaria 34 Cruiser
  • Название: Andromeda

Отправлено 20 октября 2020 - 00:41

Ошибиться легко.

Например одно из мест ошибки - Charge Efficiency Factor (CEF)

Еще одно, при разряде, Peukert coefficient.

 

Ну вот если напряжение стало 14.4 и ток 1А на протяжении скажем 10 минут - значит, что полностью заряжено. А если и не значит, то толку от последующего заряда будет мало, так что смело можем считать за 0. 

А теперь давайте посчитаем, что при разрядке будет ошибка 10% - да и фиг с ней ;-)


  • 2

#129 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 958 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA

Отправлено 20 октября 2020 - 05:57

Вся эта суета вокруг десятых долей процентов ошибки имеет только академический интерес исследователей. На практике достаточно периодически заряжать аккумуляторы "больше 100%". При этом все ошибки будут обнулены. Заряд "более 100%" происходит у большинства владельцев яхт, которые используют яхты по выходным. На неделе потребителей нет, а заряд от солнечной панели идет. Аккумуляторы забиваются под завязку каждую неделю.

 

У тех, кто живет на яхтах, постоянно тратит электричество, заряд до максимума обычно происходит в моторном режиме. И это тоже достаточно регулярно, чтобы накопленные ошибки не были критичными.


  • 2

#130 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 053 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 21 октября 2020 - 19:59

Если постояно и регулярно заряжать акки до 100%+ (плюс потому что зарядил и стоят заряженные)

То и мониторы наверное совсем не нужны никакие кроме вольтметра и амперметра.

Весь вопрос в том, когда SOC постоянно "болтается" между 40(50)% и ~95%

 

И еще:

Я ничего никому не навязываю и не собираюсь это делать.

Каждый из нас  имеет право быть ССЗБ.

Я всего лишь делюсь своими знаниями и информацией.


Сообщение отредактировал nvc: 21 октября 2020 - 20:01

  • 0

#131 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 958 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA

Отправлено 22 октября 2020 - 05:38

Если постояно и регулярно заряжать акки до 100%+ (плюс потому что зарядил и стоят заряженные)

То и мониторы наверное совсем не нужны никакие кроме вольтметра и амперметра.

Весь вопрос в том, когда SOC постоянно "болтается" между 40(50)% и ~95%

 

1. Без мониторов не будет понятно, 100+% или 95.

2. Не должен заряд "постоянно болтаться между 40 и 95". Я же об этом и пишу. Если зарядка до 100+% не происходит автоматически из-за отрицательного баланса, значит нужно специально дозаряжать регулярно. И никакой головной боли, и никаких накопленных ошибок. Не проблема раз в неделю покрутить генератором или подключиться к заряднику.


  • 2

#132 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 053 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 22 октября 2020 - 08:38


Не проблема раз в неделю покрутить генератором или подключиться к заряднику.

Проблема!

Потому что например у свинцового тягового аккумулятора реальный 100% заряд наступает только после нескольких часов стояния под Float Voltage (~13.5V)

А до этого он 99%+, но не 100 и сбрасывать счетчики монитора нельзя.

Будете несколько часов (не менее 12ти) крутить генератором ?

 

С внешней розеткой да, вопросов нет.

 

Ну и да, у многих кто ведет свою яхтенную жисть, нечасто заходя в марины,   заряд нередко болтается в том диапазоне про который я говорил.

Вроде и баланса отрицательного нет, но и до 100% далеко не каждый день бывает.

А уж о том чтобы эти 100% несколько часов продержались - такого почти совсем не бывает.

 

По меньшей мере у меня такая информация. И именно про эти случаи я в основном говорю.

 

Потому что (повторю) если стоять у розетки, то и мониторы не нужны.

12V при ~5..10A (я про свинец) значит примерно 50%

А про 100% знать необязательно ибо за неделю и так будет 100% и на два дня хватит походить.


Сообщение отредактировал nvc: 22 октября 2020 - 08:50

  • 0

#133 eliz

eliz

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 521 сообщений
  • Из:Тверь
  • Судно: швербот 34ft
  • Название: INDIGO

Отправлено 22 октября 2020 - 19:47

Проблема!

Потому что например у свинцового тягового аккумулятора реальный 100% заряд наступает только после нескольких часов стояния под Float Voltage (~13.5V)

А до этого он 99%+, но не 100 и сбрасывать счетчики монитора нельзя.

Будете несколько часов (не менее 12ти) крутить генератором ?

 

 

 Так у коллег нет этой проблемы.. Они используют Lifepo4 и  о такой проблеме, ИМХО, забыли как о страшном сне..  Из своих наблюдений могу засвидетельствовать, что ошибка определения оставшихся A/Ч в батарейке не превышает 10% при таком  способе сброса счетчика. Вполне рабочий вариант.  После резкого снижения зарядного тока, емкость , которую можно затолкать в аккумуляторы составляет доли процента. Поэтому можно считать что достигли максимума возможной емкости  и от нее будем в последствии отнимать расход... Ну и когда остается менее 15% предпринимаем какие либо действия (обычно имеется возможность сигнализации)  Ну и поглядывать на напругу  не лишнее.. Я если вижу на своих батарейках менее 3.1 на банку стараюсь либо поставить на зарядку, либо перехожу на второй банк..


Сообщение отредактировал eliz: 22 октября 2020 - 19:57

  • 0

#134 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 053 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 22 октября 2020 - 20:11

 Так у коллег нет этой проблемы.. ....

Так я пишу для тех у кого она есть .

А мне почемуто возражают те, у кого проблемы нет  :D

Ну да ладно, мне то чего. Не убудет чай :)

 

Есть таки у меня (не просто так, а есть на то основание) сомнение в количестве циклов лифера.

Будет точнее информация - напишу. Пока на уровне подозрений и версий поэтому так и говорю что сомнение, но совсем не точное.

 

И да, достаточно один раз перезарядить лифер - и таки амба ему :\

Очень существенная деградация.

Но это да, "лечится" правильной регулировкой зарядных девайсов.

Но и SOC 100% не будет.

 

При переразряде тоже невесело, не так катастрофично как перезаряд, но SOH хужеет все равно заметно.

Это уже опыт знакомых кэмперистов поставивших лифер ( EVE банки) и "успешно" его угробивших.


Сообщение отредактировал nvc: 22 октября 2020 - 20:17

  • 0

#135 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 614 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 23 октября 2020 - 11:34

И да, достаточно один раз перезарядить лифер - и таки амба ему :\

Я уже указывал, что для таких высказываний нужны веские основания в виде личного опыта. Была сссылка на статью по этой теме, в которой гражданин исследовал, что происходит при заряде до более высоких напряжений. У него ничего сильно плохого не произошло. Данные приводил.


  • 0

#136 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 875 сообщений
  • Из:Херсон-Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 23 октября 2020 - 13:57

При переразряде тоже невесело, не так катастрофично как перезаряд, но SOH хужеет все равно заметно.

Это уже опыт знакомых кэмперистов поставивших лифер ( EVE банки) и "успешно" его угробивших.

Кстати, вот спасибо за инфу. Eve банки какого-то хр..на весят меньше чем весь остальной лифер при чем заметно, вот меня интересовало - за счет чего? Любой литий не любит перезарядов, хоть лифер хоть титанат хоть "обычный" ли ион. Вопрос в том на сколько быстро деградирует при перезаряде/переразряде. Была шальная мысль перейти с LiNMC который используется в электроавто на Eve лифер, ввиду того что он не сильно тяжелее (всего в 1,5 раза), но похоже надо еще понаблюдать на сколько этот легкий лифер надежен. Возможно, лучше будет все-таки остаться на LiNMC


  • 0

#137 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 958 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA

Отправлено 23 октября 2020 - 18:26

Проблема!

Потому что например у свинцового тягового аккумулятора реальный 100% заряд наступает только после нескольких часов стояния под Float Voltage (~13.5V)

А до этого он 99%+, но не 100 и сбрасывать счетчики монитора нельзя.

Будете несколько часов (не менее 12ти) крутить генератором ?

 

С внешней розеткой да, вопросов нет.

 

Ну и да, у многих кто ведет свою яхтенную жисть, нечасто заходя в марины,   заряд нередко болтается в том диапазоне про который я говорил.

 

Поэтому все переходят на LiFePo4, чтобы не молотить генератором 12 часов.

Вел я яхтенную жизнь со свинцом. Регулярно больше 100% получался заряд, ибо ветер не всегда в нужную сторону. Один день моторинга  в неделю - вот и заряд до 100+%.

 

Расскажите подробно, как кэмперисты угробили EVE лифер? У меня такие же ячейки, мне интересен опыт по ним.


  • 0

#138 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 053 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 23 октября 2020 - 22:07

Расскажите подробно, как кэмперисты угробили EVE лифер? У меня такие же ячейки, мне интересен опыт по ним.

Я бы с удовольствием рассказал в подробностях, но к сожалению смог увидеть только уже вздувшиеся банки и напругу ~0.8V на них.

 

Причем акк был достаточно новый, ну как... недавно купленный вот так будет точнее, и так же изготовленный гдето  народными умельцами. Изготовленный с БМСом вместе. 

Я про это говорю имея ввиду "изготовленный" наверное правильнее будет собранный.

Зарядное устройство и генератор  были настроены корректно.

Я уже по факту потыкал своим мультиметром, которому я верю, ибо он откалиброван, вернее проверен, по метрологическому промышленному прибору.

 

Особенно меня интересовал генератор, потому что оттуда могло "приехать" немало.

Но нет, ~14.21..14.25 вольта на средних оборотах и  ~14.35 на высоких.

Так же установлена СП на крыше (это автодом), и контроллер Tracer AN, залез в его настройки, тоже всё в порядке.

 

Единственное что меня смущает.... там стоит еще 3квт инвертор. А акк ~200Ah (неточно помню, но где то так)

Однако максимум чем там пользовались - это эл. чайник ~2квт. Ну вроде не должно ничего случиться. А вот подижты :\

Да, вздулись пару банок из четырех.

 

Может таки БМС .... не знаю, он там такой же по виду - китайский.

Приобретут новые банки - сказали меня позовут, я приеду посмотрю конечно же, тогда и сказать чето можно будет подробнее.  Ну если будет доп инфа.


  • 0

#139 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 053 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 23 октября 2020 - 22:15

Поэтому все переходят на LiFePo4, чтобы не молотить генератором 12 часов.

Все - это кто ? :) Далеко не все пока.
Я вот пока на свинце, может быть да, как только помрут, так перейду на лифер, но пока что незачем.

Кроме того не надо 12 часов молотить, если есть нормальный монитор.
А как я выше рассказывал и в своем "закутке" даже показывал, до 95% или даже 97..98% заряд весьма быстр.

Вот эти оставшиеся процентики ну очень заразо долго в силу свинцовой химии. Это есть, да.

Вел я яхтенную жизнь со свинцом. Регулярно больше 100% получался заряд, ибо ветер не всегда в нужную сторону. Один день моторинга  в неделю - вот и заряд до 100+%.

Это когда аккумулятор маленький, а генератор достаточно мощный. И генератор может дать 1/5C+ (до 1/3C) зарядного тока.
Но например у меня 360Ah, и генератор нужен гдето в ~80A+, у меня не такой увы, ну вот не дошел туда еще ход.


  • 0

#140 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 053 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 23 октября 2020 - 22:32

Я уже указывал, что для таких высказываний нужны веские основания в виде личного опыта. Была сссылка на статью по этой теме,....

Я, пока что, так же основываюсь на статьях из зарубежных источников в основном.

А личный опыт... нукакто мне гробить недешевый лифер - неохота. Да и нет его уменя.

Есть права мысли купить маленькие дешевые баночки (18650 размера) и "поиздеваться"

Но не сейчас я буду это делать.


  • 0

#141 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 053 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 23 октября 2020 - 22:35

To sergvg:

Вы проверяли заряженную батарею под нагрузкой без БМСа ?

Имею ввиду упоминавшуюся мной ранее проверку напряжения под током ну хотя бы в 0.5C ?

Лучше в 1C.

 


  • 0

#142 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 053 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено Вчера, 20:38

Я бы с удовольствием рассказал в подробностях, но к сожалению смог увидеть только уже вздувшиеся банки и напругу ~0.8V на них.

....

Ну если будет доп инфа.

Апдейт:

Спросил еще раз, был ли выход в закритические режимы.

Оказалось таки было два переРазряда (БМС без отсечек).

Сказали примерно до 11вольт  падало напряжение на всей батарее.

То есть выходит 2.75 вольта на банку( элемент)  .

Долго так батарея не была - заряд начали почти сразу. Ну максимум через час два.

 

После заряда (монитора нет - смотрят по напряжению), всё было нормально, потом еще через неделю или полторы была похожая ситуация. И снова зарядили достаточно быстро.

 

После чего через несколько дней работы две банки вздулись.

Хотя (я сужу по инфе из разных источников) критика совсем - это 2 вольта на банку.

Но вот так вот.

Изза переразряда это произошло или по иной причине (брак например) сейчас уже не скажешь.

 

В общем нежная эта штука - литий :) (про лифер естественно говорим)

Не не! Я не призываю ни в коей мере отказываться от него.

Но нужен "глаз да глаз", впрочем должен сказать, что и за свинцом нужен не меньший "уход и присмотр"

Хотя мы все привыкли "да что ему будет", но это не так.

 

Реально практически неубиваемые батареи - это НК (никель кадмий с жидким электролитом), или НЖ (никель железные) но там плотность энергии не фонтан. Да и электролит тамошний, мягко скажем, не полезен.

Но с ними можно творить тааакое.... Лично  видел, как полностью высохшая, годы простоявшая в гараже батарея, (не моя) после заливки электролитом и проведения тренировочных циклов завелась как ни в чём ни бывало.

И да эти акки можно назват условно литиевыми :) В электролите соль лития присутствует.


  • 0

#143 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 408 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено Вчера, 21:18

Лично  видел, как полностью высохшая, годы простоявшая в гараже батарея, (не моя) после заливки электролитом и проведения тренировочных циклов завелась как ни в чём ни бывало.

Сухозаряженный аккумулятор -- для Вас внезапен?

И таки да -- свинцовому аккумулятору ничего не будет.


  • 0

#144 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 053 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено Вчера, 22:51

Сухозаряженный аккумулятор -- для Вас внезапен?

Если он до этого не эксплуатировался - то не внезапен ни разу. И более того, раньше свинцовые так и продавались в автомагазинах.
Но если Вы попробуете "сухозарядить" уже бывший в эксплуатации свинцовый, не получится потом из него нормального аккумулятора.

Кроме того, я говорил про случай когда щелочной акк сам по себе высох за годы (прокладки на пробочках того....), а не специально его подготовили к этому состоянию.
Любой другой мне известный тип акка, "двинул бы кони" при таком обращении, а этим хоть бы чего.

И таки да -- свинцовому аккумулятору ничего не будет.

Увы - это не так.
  • 0

#145 eliz

eliz

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 521 сообщений
  • Из:Тверь
  • Судно: швербот 34ft
  • Название: INDIGO

Отправлено Сегодня, 09:27

 

Сказали примерно до 11вольт  падало напряжение на всей батарее.

То есть выходит 2.75 вольта на банку( элемент)  .

Долго так батарея не была - заряд начали почти сразу. Ну максимум через час два.

 

После заряда (монитора нет - смотрят по напряжению), всё было нормально, потом еще через неделю или полторы была похожая ситуация. И снова зарядили достаточно быстро.

 

 

Весьма спорно . Для EVE 2.75v  это ниочем. В руководстве напряжение разряда конечное 2.5 вольта и это при 0.33с. А вот то что у них банки не сбалансированы были и в конце разряда некоторые упали хорошо за 2 вольта - могу поспорить на тепловоз без всякого риска для РЖД... Я в начале лета собрал из EVE (105Ah) другу батарейку на 28 вольт для электромотора на катер. Так он в течение 4 месяцев по 2 раза на дню ее заряжал и разряжал в ноль (2.25 вольт) и батарея живая, только вчера прогнал тест на емкость и внутреннее сопротивление. Но у него стояли балансиры вот отсюда https://www.pcbway.c...increase__.html  . ИМХО , теми что стоят в BMS большие емкости не сбалансировать..

 

Так что убили банки что были чуть хуже остальных и которые разбежались в процессе заряд\разряд...


Сообщение отредактировал eliz: Сегодня, 09:28

  • 0

#146 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 053 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено Сегодня, 09:52

Весьма спорно .

Не спорно, а скорее не совсем понятно.

Для EVE 2.75v  это ниочем.

Та вот и я так думаю тоже. ладно бы ниже 2 вольт упало, а так, ну не критика по самым разным источникам.
 

......

Так что убили банки что были чуть хуже остальных и которые разбежались в процессе заряд\разряд...

Эта версия наиболее близка к реальности.
И это говорит о необходимости применения качественных BMS, желательно с системой визуального контроля, а лучше еще и мониторного одновременно, каждой банки.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 2

2 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей


    APJ, eliz