Перейти к содержимому

Фотография

Аварийные приемы навигации


Сообщений в теме: 820

#601 Denis Romanov

Denis Romanov

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 12 сообщений
  • Из:Socotra

Отправлено 03 мая 2019 - 09:54

мне главное мимо острова не промахнуться  :)


  • 0

#602 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 20 мая 2019 - 12:30

В книге Фатьянова А.И. "Практическое руководство по выверке и определению поправок штурманских приборов на судах" (1976) приводится способ проверки/калибровки шкалы секстанта по измерению межзвёздных углов.
На странице 292 в Приложении №3 даны значения углов для пар Кохаб-, Алиот-, Капелла-, Вега-, Альферац- и Арктур-Полярная (на первое число каждого месяца).
На страницах 290 и 291 в Приложении №2 даны поправки за рефракцию для каждой пары в зависимости от широты местоположения наблюдателя и высоты соответствующего светила. Сказано, что поправки надлежит прибавлять к значениям из Приложения №3.


Я никак не пойму, что такое в столбцах (φ+D) и (φ-D), как этим пользоваться?

Таблицу Приложения №3 я пересчитал по Альманаху 2019 года, поправки, как я понимаю, можно использовать из книги. Но как?!

Пожалуйста, помогите.
Заранее - спасибо!

PS
Обновлённое Приложение №3 опубликую (если кому-нибудь интересно) чуть позже. Там всего на ~пару десятых аркминуты за 43 года изменились углы.

Сообщение отредактировал booBot: 20 мая 2019 - 12:32

  • 0

#603 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 23 мая 2019 - 23:04

Вразумили меня умные люди!
Столбцы (φ+D) и (φ-D) соответствуют условиям верхней и нижней кульминации светил (соответственно).
Если бы столбцы располагались слева-направо по возрастанию высоты светила, и таблица начиналась со столбца (φ-D) - я бы догадался и сам...

Сообщение отредактировал booBot: 23 мая 2019 - 23:04

  • 0

#604 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 03 июля 2019 - 00:34

Кто силён в Русском языке?

Как правильно перевести с английского термин "sight reduction" (получение линии положения из наблюдённой высоты светила)?

За неимением учебников на Русском - читаю всё по-английски, а иногда требуется пересказать суть дела непосвещённым...
  • 0

#605 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 02 сентября 2019 - 17:06

Trumbull, Robert. The Raft: рассказ о 34-дневном плавании на спасательном плотике, которое совершили три американских лётчика в феврале-марте 1942 года. Дело было где-то в западной части Тихого Океана, чуть южнее экватора.

Из этой истории следует, что ГОРАЗДО важнее всякой "аварийной навигации" - способность добывать пресную воду и ловить рыбу...

Военная цензура не разрешила изложить всё подробно, не ясно, была ли у спасавшихся книжка Харольда Гатти, что было доступно в комплекте плота.

Так как к посадке на воду готовились заранее - лётчики собрали то, что должны были взять на плот, но из-за того, что возникла заминка с надуванием плота, самолёт утонул раньше, чем они успели перенести всё на плот.

В результате они были вынуждены обходиться тем, что было у них в карманах: перочинным ножом, пистолетом, который очень быстро заржавел, спасательными жилетами и одеждой.

Наручные часы при попадании в воду отказали мгновенно. Пилот (Диксон) представлял, куда он хочет направить плот и вёл счисление, пользуясь каким-то карманным калькулятором (не назван по цензурным соображениям), судя по всему - E6B или чем-то подобным.
Так как никаких движителей на плоту не было, единственным способом управлять им был плавучий якорь, сделанный из одного из спас-жилетов. Якорь задействовали при неблагоприяных направлениях ветра.
Ориентировались по Солнцу и звёздам.

Питьё они получали, собирая дождевую воду, несколько раз им удалось поймать рыбу.

На заключительном этапе плавания им пришлось грести, чтобы попасть на навертенную сторону замеченного вдали острова.
Разбор, произведённый уже на базе, показал, что плот сделал петлю вокруг островов, на одном из которых летчики нашли спасение, от места крушения - по прямой - 750 миль, а пройдено было около 1000 миль.
  • 0

#606 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 02 октября 2019 - 20:57

Нашёл ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА СУДНА ПО ОДНОВРЕМЕННЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ ДВУХ СВЕТИЛ. Методические указания для выполнения лабораторных работ по "Мореходной астрономии". Специальность 2402. Владивосток 1997.
Исправил (замеченные на стр.12) опечатки.

Восхитился предлагаемым способом строить прокладку на неразлинованной бумаге, был бы транспортир и линейка.
solution.png
1) выбираем масштаб построения, например - 1см = 1 миля, чертим меридиан NS и первый вертикал EW; их пересечение - наше счислимое место
2) из счислимого места рисуем ИК (истинный курс)
3) на ИК отмеряем РОЛ (разность отсчётов лага), - расстояние, пройденное между взятиями высот светил
4) из счислимого места проводим A1, - азимут первого светила
5) опустив из точки РОЛ перпендикуляр на A1, - находим исправление высоты первого светила за движение наблюдателя, Δhz. От конца отрезка Δhz, в соответствии со знаком переноса, строим сам перенос Δh1. В полученной определяющей точке K1 строим первую линию положения, I-I
6) из счислимого места проводим A2, - азимут второго светила
7) в соответствии со знаком переноса, строим из счислимой точки сам перенос Δh2. В полученной определяющей точке K2 строим вторую линию положения, II-II. Получаем пересечение с первой линией положения.
8) перпендикуляр, РШ, из пересечения на первый вертикал - разность широт. Измеряем длину отрезка РШ по принятому масштабу.
9) отрезок, отсекаемый на первом вертикале отрезком РШ, отшествие - ОТШ.

Теперь шаг, восхитивший меня:

10) из счислимой точки проводим луч под углом φ0, равным нашей счислимой широте, до пересечения с отрезком РШ. Длина полученного отрезка РД соответствует разности долгот.

Суммируем, с учётом знаков, координаты счислимого места и соответствующие разности - местоположение определено.

ВСЁ!
Не надо никаких plotting sheet'ов, даже лист "в клеточку" необязателен. И самое главное - не требуется и калькулятор, - для операции деления длины ОТШ на косинус широты!!!
  • 1

#607 Feika

Feika

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: marieholm 32

Отправлено 05 октября 2019 - 22:24

https://www.ebay.com...XYAAOSwu~xdCh17

 

Это бутафорская игрушка или с ним тоже можно делать вычисления?


  • 0

#608 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 06 октября 2019 - 01:04

Игрушка.
Уж лучше тогда Davies Mk3 - он, хотя бы, легче (и дешевле). Те, кто им пользовался (перед укладкой в аварийный ящик, вместе с запасным GPS-приёмником и батарейками), говорят, что Mk3 позволяет определиться в пределах 3~5 миль от GPS-координат.
  • 0

#609 Feika

Feika

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: marieholm 32

Отправлено 06 октября 2019 - 02:16

Игрушка.
Уж лучше тогда Davies Mk3 - он, хотя бы, легче (и дешевле). Те, кто им пользовался (перед укладкой в аварийный ящик, вместе с запасным GPS-приёмником и батарейками), говорят, что Mk3 позволяет определиться в пределах 3~5 миль от GPS-координат.

а что это Davies Mk3 пришлите ссылку в гугле?


  • 0

#610 dreamer

dreamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 645 сообщений
  • Из:Хабаровск
  • Судно: Ямаха30
  • Название: Эрма

Отправлено 06 октября 2019 - 03:09

а что это Davies Mk3 пришлите ссылку в гугле?

ну раз вас там забанили, держите

https://www.davisins...mark-3-sextant/


  • 0

#611 Feika

Feika

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: marieholm 32

Отправлено 06 октября 2019 - 11:25

ну раз вас там забанили, держите

https://www.davisins...mark-3-sextant/

спасибо просто по названию у меня гоголь искал все кроме секстанта, ведь это вещь по сути простая, неужели латунная поделка из индии будет иметь расхождения по показаниям?


  • 0

#612 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда. +79116333662

  • Капитан
  • 19 508 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 06 октября 2019 - 11:59

Почитать Круэзерфих- заменитель секстана.


  • 0

#613 Feika

Feika

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: marieholm 32

Отправлено 06 октября 2019 - 12:30

https://www.facebook.com/cruiserfix/

https://xn--e1adccge1bdlnp.xn--p1ai/

 

нашел такой девайс 1800 рублей хотят думаю точность будет +-50 миль  :D


Сообщение отредактировал Feika: 06 октября 2019 - 12:46

  • 0

#614 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда. +79116333662

  • Капитан
  • 19 508 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 06 октября 2019 - 12:58

Чукча не читатель.


  • 1

#615 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 06 октября 2019 - 13:22

Насколько помню, точность зависит от головы, а не от прибора.

А сам прибор можно и самому из бумаги изготовить, и окружность на равные деления разделить. Просто нужно знать и геомтерию, и черчение, и астрономию понимать. Ну и не ленится и аккуратно делать)))


  • 0

#616 Feika

Feika

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: marieholm 32

Отправлено 06 октября 2019 - 16:51

там написанно что счет идет на секунды, одна секунда погрешность в 1+ милю, а когда яхту качает и надо поймать солнце думаю что погрешность будет велика, для балтики точно толку нету а в океане да там имеет право на жизнь


  • 0

#617 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 06 октября 2019 - 23:38

Кто силён в Русском языке?

Как правильно перевести с английского термин "sight reduction" (получение линии положения из наблюдённой высоты светила)?

За неимением учебников на Русском - читаю всё по-английски, а иногда требуется пересказать суть дела непосвещённым...

Попробуйте термин "Исправление высот". Имеется ввиду: рефракция, наклонение горизонта, полудиаметр, параллакс. Т.е. все те поправки, учитывая которые мы и получаем обсервованную высоту из измеренной высоты (с учётом инструментальных поправок, которые для прибора индивидуальны).

 

Учебников на русском - гигантское количество, в т.ч. и в электронном виде. Мой архив на скрине, все книги лежат в И-нете. Есть много и в бумаге, современных, хорошо изданных, толстых, но.....для себя сделал следующий вывод: нужна простота и доходчивость изложения - надо искать книги 40-50-х годов и ещё лучше, именно по авиационной астрономии (в частности - Куницкого). Там, внимательно изучив "морские" наработки, взяли самое лучшее из теории , "откинули" (иносказательно) одну значащую цифру из таблиц логарифмов (т.е. оставили 4) и значительно упростили методику расчётов. Морякам, судя по всему, сообщать не стали.... :D   А потом, с увеличением скорости полёта и приходом инерциальных и радиотехнических систем - всё астрономическое быстренько похерили ....

 

Сейчас с огромнейшим удовольствием "набиваю руку" по книге Ахматов, "Высота и азимут в 3 минуты". В Ленинке я её сфоткал, мне её скопировали в их центре репродукции с небольшим уменьшением (стало А5), я все страницы заламинировал и сброшюровал (для работы в поле; три части на фото: объяснения и примеры; расчёт h и A; исправление высот). Но саму книгу я ещё и заказал у антикваров (в стол, как раритет).

 

Ну и для информации, фото только одной из карточек бумажного каталога (далеко не все книги/статьи  значатся в электронном) из Ленинки, до которого особо настырных читателей так же допускают. Там просто непаханное поле информации!

Прикрепленные изображения

  • Реестр 06.10.2019.jpg
  • IMG_20190923_100735-1.jpg
  • IMG_20191004_122032.jpg

  • 3

#618 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 07 октября 2019 - 01:15

Спасибо!

Но:
1) "исправления высот" == "altitude corrections"; тут мне всё ясно
2) как я уже понял, "sight reduction" == "вычисление элементов линии положения"

Да, на Русском языке книги есть, но они или строго на бумаге, или написаны для курсантов (и даже офицеров!), а не для новичков, вроде меня. Приходится читать англоязычную яхтсменскую литературу.
  • 0

#619 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда. +79116333662

  • Капитан
  • 19 508 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 07 октября 2019 - 01:23

Т.е. вы, - филолог, на русском военно-морском, не размовляете? Та не может быть!


Сообщение отредактировал Ильяф Иллер: 07 октября 2019 - 01:24

  • 0

#620 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 07 октября 2019 - 02:03

Ґаньба мне!
:)

(я же говорил, - я не филолог)

Надо было мне в "Макаровку" или "Дзержинку" поступать, или, хотя бы, - в ЛЭТИ.
  • 0

#621 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 07 октября 2019 - 02:18

там написанно что счет идет на секунды, одна секунда погрешность в 1+ милю

Где это "там"?

Одна миля равна одной угловой минуте дуги.
Одна секунда времени - на экваторе - соответствует четверти мили, на высоких широтах - ошибка будет меньше.

Читайте не "там", а тут, здесь, всё-таки, специалисты бывают.
  • 0

#622 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 226 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 07 октября 2019 - 02:42

[quote name="booBot"
Да, на Русском языке книги есть, но они или строго на бумаге, или написаны для курсантов (и даже офицеров!), а не для новичков, вроде меня. Приходится читать англоязычную яхтсменскую литературу.[/quote]

Есть такая книга Навигация, лоция и мореходная астрономия. Автор Файн. Преподаватели в училище ее называли учебником для домохозяек. Но! Как-то увидел эту книгу на яхте, спросил капитана зачем она тут? Тот, будучи по специальности электромехаником, ответил что там все просто и сжато изложено. Для судоводителей может это и примитивно но для любителя в самый раз.
  • 2

#623 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 07 октября 2019 - 11:13

Для судоводителей может это и примитивно но для любителя в самый раз.

Точно, примерно с 1984 г. - моя настольная книга. Но если бы тогда я нашёл другую (фото из Ленинки ниже), то симпатии поменялись бы.

      Женщина, возможно - учитель астрономии, на 3-х страницах доступным языком и картинками объясняет то, на что в серьёзной литературе тратится примерно 3...4 мм толщины книги, а затем показывает как сделать не только классический, но самодельный секстант... аж с искусственным горизонтом.

     Далее - работа с секстантом, выборки из.... авиационных таблиц для того, чтобы не пользоваться с детьми формулами из сферической тригонометрии. И это не удивительно, в списке литературы - Куницкий. Вот не могу найти информацию, откуда она всё это так хорошо знает. Но именно таким авторам надо памятник ставить!

   Я, когда работал в школе, излагал детям только метод раздельного определения широты и долготы, оберегая неокрепший мозг восьмиклассников от понятных трудностей. Да и то, 2/3 учеников выбрали экзамен по астрономии. Знал бы тогда про эту книгу - они на труде точили бы приборы с удовольствием...

Прикрепленные изображения

  • IMG_20191007_065714.jpg
  • IMG_20190923_083946-1.jpg
  • IMG_20190923_084742-1.jpg

  • 4

#624 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 07 октября 2019 - 12:07

Пожалуйста, помогите.

Если речь идёт о поверке классического секстанта без лабораторного поверочного оборудования, то я тоже задавал себе этот вопрос и пока нашёл только два решения:

1. Если доступ к морскому горизонту есть, то смело берите высоты звёзд и планет (только не Солнца, светофильтры вносят сильные искажения!) на разных углах. Далее, зная наклонение и точные координаты места наблюдения (излишне напоминать, что при астрономических наблюдениях в СПБ, к примеру, Вы стоите не на референц-эллисоиде WGS 84, а на старом, добром эллипсоиде Красовского, поэтому введите поправку на показания GPS), найдите точные высоты светил и общую поправку для нужных углов, включающую сразу как место нуля, так и эксцентриситет алидады. Про рефракцию только напоминаю, что её надо будет прибавлять к счислимым высотам. Как результат, у Вас будет табличка поправок (см. примеры). Более того, если измерение на каждой высоте вы будете повторять несколько раз, то будет некий показатель повторяемости результатов, что в совокупности, даст представление о реально достижимой точности (ошибка наблюдателя + инструментальная точность).

2. Если нет доступа к морскому горизонту, то ситуация осложняется. Нужно относительно чистое "поле" с возможно более отдалёнными ориентирами (минимальное удаление легко рассчитать), стол, исправный  теодолит с двусторонним (!) отсчётом по ГЛ (иначе его эксцентриситет скажется на поправках секстанта). Находите ориентиры, теодолитом измеряете углы между ними (опять, с разумным шагом), записываете. Разместив секстант горизонтально на столе, измеряете те же углы. Рефракции нет, повозиться придётся только ради ориентиров. Подобный метод я бы использовал "через" широкий водоём (несколько километров). К примеру, водохранилище или залив где на противоположном берегу куча ориентиров. Так же каждое измерение можно повторять для оценки повторяемости.

 

(*) - таблицы поправок к моим теодолитам технической точности сделаны именно таким способом в течение лета на даче (за исключением Т15 - у него метод с перекидыванием трубы и рулеткой, натянутой вниз со второго этажа; метод абсолютно неприменим как для секстантов, так  и для остальных моих технических теодолитов из таблицы). Скоро сюда добавится ещё и секстант ИАС-1М, но в последний месяц сильно подкачал московский "астроклимат" :D

 

символом 2σ указана амплитуда повторяемости измерений (3...7 измерений в серии) по звёздам. Расчёт был не вручную (Боже упаси!), а специализированными астронавигационными программами с точностью не хуже 0,1 угл. мин. Рефракция по давлению и температуре - так же обязательны.

 

От графика поправок так же отказываться не стоит. Он - небольшая часть синусоиды из-за эксцентриситета вертикального лимба (ВЛ). См. профильную геодезическую литературу! :D Но у секстантов - всё будет примерно так же, плюс ещё и неравномерность нарезки зубьев и червяка добавится.

Прикрепленные изображения

  • Поправки теодолитов.jpg
  • АТК-2_график_15.09.19.jpg

  • 1

#625 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 07 октября 2019 - 13:11

Фатьянов А.И. в "Практическом руководстве по выверке и определению поправок штурманских приборов на судах", ссылаясь на В.Т.Кондрашихина, рекомендует (стр.44, 45, 290-292) измерять углы между Полярной и шестью звёздами. Затем - сравнить полученные значения с табличными.

Сообщение отредактировал booBot: 07 октября 2019 - 13:24

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей