Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

САП для привереды

САП Flo-Mo Сэйбе

Сообщений в теме: 72

#1 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 17 января 2023 - 21:44

Обещанного три года ждут, а потому наверное и мне пора исполнять данное когда-то обещание.


  • 0

#2 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 17 января 2023 - 22:09

ТЗ

Любая нормальная конструкция начинается с потребности.

Махание веслом входит в число одно из моих наиболее любимых занятий начиная с 11 лет. Однажды встав в каноэ я понял, что вот оно, моё место. Гоночное каноэ для гладкой воды не только сделало моё тело крепким и выносливым, но и как любое серьёзное занятие подарило свой ряд профессиональных болячек. Наиболее существенной из которых стала травма колена. С годами оно ни куда не делось, а напротив, стало напоминать о себе всё чаще и чаще.

В один прекрасный день, когда  уже через 15 минут на воде, колено дало о себе знать в ультимативном формате: "ты как хочешь, а я всё!", я понял что каноэ для меня по большому счёту закончилось.

Вариант оставить воду и весло отсутствовал в моём воображении, а потому я принялся искать какую-либо замену.

И так пункт ТЗ №1: гребля в удовольствие, иногда выйти на старт (соотношение 70/30%), разогнать кровь по жилам.

 

В миру существуют различные виды гребли и если выкинуть различные виды экзотики (юлоу, педали и т.п.), то всё сводиться к следующим вариантам:

Уключенные, т.е. в варианте для одного де-факто академия. Резвая, хорошо распределяет нагрузку по телу и без каких-либо существенных ограничений к здоровью. Но ребята эти, ходят задом наперёд. Извращенцы одним словом, плюс занимает немало в габаритах.

 

Безуключенные.

Байдарочное весло. Из положительных сторон, сидят по человечески - лицом вперёд. Но на весле у них явно одна лопатка лишняя, благодаря чему при более-менее резвой гребле поливают они себя брызгами. Лётом то это и ничего, но в городе-герое Ленинграде как в известном рассказе папуса о матушке-России из анекдота: "та зима что зелёная - она ещё ничего, а та что белая - вообще смерть". Поливать себя пусть даже и немного градусов эдак в 7 не самое интересное занятие. При том что сезон я предпочитаю закрывать не раньше чем вода на водоёме становиться твёрдой. Ещё одним минусом была бы потребность заново осваивать технику гребли. Одним словом весло с двумя лопатками - то же разновидность ереси.

 

В итоге рассматривались только каноэобразные.

Каноэ туристическое, гоночное, драконы, сапы и аутригеры (оно же аутригерное каноэ, оно же параканоэ и т.п.).

Туристическое вычёркиваем как медленное - как на нём получить удовольствие от гребли?

Гоночное - увы, большой привет от коленки.

Драконы. Собирать толпу народа -  занятие не самое простое, то один не может, то другой.

 

ТЗ №2: одиночка

 

Выбор в общем то не богат, либо САП, либо аутригер.


Сообщение отредактировал roman-3k-hi: 17 января 2023 - 22:11

  • 2

#3 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 17 января 2023 - 22:50

Аутригер всерьёз и надолго завоевал мой интерес, нет-нет да и теперь, всплывает в уме что-нибудь вроде: "а может..."

Положительными качествами являются безусловно достаточная резвость хода, отсутствие серьёзных претензий к здоровью пользователя, ну и конечно же наиболее близкая к гоночному каноэ техника гребли.

Недостатки же: наличие поплавка - несущественно, если вы не собираетесь лазить по камышам. Ну и самое главное, это отсутствие сколько-либо значительного числа стартов на северо-западе России. В товарных количествах где-либо за пределами Приморского края, увы, в нашей стране они не водятся (ещё ребята в подмосковье что-то пытаются развивать, но объёмы пока явно не те).

САП же обладал ровно одним но очень существенным недостатком - не ходят эти надувные матрасы сколько либо резво. Душа гонщика-ветерана подобного простить не могла.

Для серьёзных гонок используются практически исключительно жёсткие САПы, в последнее же время их ширина стремительно сокращается, что благотворно отзывается на их скорости, что в прочем сильно ограничивается лимитом на длину.

Чему же отдать предпочтение: удобству (посадка сидя), скорости, комфорту (сравнительно высокая остойчивость) - т.е. аутригеру или же иметь возможность нормально погоняться - САПу?

В итоге гонщик победил, но идею аутригера я однозначно не выбрасываю из головы и где-нибудь ближе к пенсии на Невских водах один такой появиться наверняка.

Итог таков, отсутствие на б/у рынке более-менее нормального ассортимента гоночных САПов привело к рассмотрению варианта самостроя.

 

ТЗ

1. Гоночные САП одиночка 14 футового класса.

2. Правилами класса предельная длина в 14 футов, соответственно 4.26 м.

3. Наибольшие вес выбирался исходя из условия конкурентоспособности в гонке. На период выработки ТЗ, вес гоночных САПов начинался от 13 кг. Эта цифра и была принята как верхняя допустимая планка планка.

4. Ширина определялась по прототипам, наиболее популярные гоночные доски в означенный период как правило были шириной в 23" (584 мм), она и принята как рабочая величина.

5. Максимально острые и кругленькие обводы - жертва богу скорости.

6. Вельботная корма - не столько для скорости, сколько из эстетических соображений.

7. Плавник, убираемый в колодец.

8. Секционность. Для упрощения вопросов хранения и транспортировки.

 

В ходе весовых прикидок и проработок пункт 8 отвалился, как плохо совместимый с пунктом 3 и 1. Хотя секционность и не была реализована, на этой почве познакомились и развиртуализировались с коллегой Бамбулой. Саша, привет!  :)  А вот он свою лодку-матрёшку реализовал. 

 

Ну и чтобы не на сухую читать несколько фоток.

Моё творение и Сашина матрёшка.

8b948b115930dacd11a15f1a8465e2a9.png

d817baa3700ad6b6e4fc57d96201c528.png

e32631e0fd73ba436026f3885e6ab258.png

48d2b2c167724f582357d4d648709988.png


Сообщение отредактировал roman-3k-hi: 17 января 2023 - 22:52

  • 3

#4 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 18 января 2023 - 01:09

В рамках озвученного ТЗ мелькали следующие варианты материалов и технологий.

Углепластик. Дорог зараза, хотя со счетов и не сбрасывался.

Стеклопластиковый корпус уложить в 13 кг можно, но с натяжкой - мало запаса и толщина внешней шкурки не вселяет уверенность в долговечность конструкции, плюс общая "мягкость" конструкции.

Корпус из шпона требует довольно капитального болвана и другой оснастки, плюс проблемы с тщательным прижиманием шпона.

Корпус из деревянных планок в случае исполнения из обычных пород дерева в озвученный вес умещался плохо. Бальза стоит дороже угля, а о существовании такого замечательного вида как павловния мне стало известно спустя пол года после закладки САПа.

Берёзовая фанера отпала по весовым соображениям, но мне довелось найти фанеру из сэйбе, имеющую плотность в половину от фанеры из берёзы. Из неё и было решено строить доску.
Для получения круглоскулых обводов был выбран метод Flo-Mo.
В качестве исходного выбран проект каноэ Gorewood 17, его раскройка отмасштабирована по ширине и высоте, в отступлении от оригинальной технологии для удобства сборки применялся небольшой стапель и мидель-шпангоут.

Сообщение отредактировал roman-3k-hi: 18 января 2023 - 01:19

  • 1

#5 весломан

весломан

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 601 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: Катасап и другие

Отправлено 18 января 2023 - 12:30

Ну и какая разница по сравнению с жестким САПом


  • 0

#6 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 18 января 2023 - 17:02

Ну и какая разница по сравнению с жестким САПом

Принципиальная разница заключается в том, что большинство даже жёстких САПов имеют паршивый прокат (расстояние, которое проходит лодка от одного гребка до другого), это есть следствие небольшой длины и обводов "типа ящик", либо ящик с немного скруглёнными углами.

Длину нельзя увеличить по правилам класса, оставалось поиграться обводами. Обводы "типа ящик" выкидываем на помойку и выбираем обводы типа "зализанная торпеда".

По итогу мой САП имеет превосходство над серийными моделями в виде отличного проката, волну протыкает на раз. Ценой тому остойчивость стремящаяся к нулю, что для человека, привыкшего ходить на гоночном каноэ шириной 30 см по ВЛ не является сколь либо существенным.

Подробнее обо всём этом будет позже.


  • 1

#7 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 18 января 2023 - 17:38

Берутся два листа 3мм фанеры сэйбе. Наличие фанеры толщиной менее 4х мм было ещё одним плюсом сэйбе. Авиафанера не в счёт, ибо ценник у неё не очень далёк от золотого листа равной толщины.

128-я смола, отвердитель ХТ-488, всё куплено в Химэкспо Лимитед.

Склеиваем листы вдоль. Листы с ориентацией наружных слоёв вдоль, потому поперёк гнуться очень хорошо. По стыку листов и по килевой линии с обоих сторон проклека стеклянной (120 г/м2) лентой.

САП строился на ООО "Мнёв и К", за что отдельная благодарность Виктору Николаевичу Мнёву.

Точность моей развёртки была сомнительна. Т.к. на бумажной модельке я её не проверял, то с масштабированием в двух плоскостях там должны были быть небольшие искажения. В детстве бумажных моделей наклеил не мало, с равёртками 3х мерных объектов из плоских листов поработал достаточно, а потому сложностей с исправлением не предвиделось. В конце то концов, какая разница откуда растут руки, если они золотые?

Забегая вперёд могу сказать, что корректировка потребовалась минимальной.

 

Фанера не сильно однородна и в некоторых местах имела дефекты (тёмные места с сравнительно меньшей плотностью). При сворачивании шкурки наружный слой фанеры на миделе в месте наибольшего напряжения (радиус там по памяти сантиметров 6-7 на миделе) дал трещинки - неприятно, но не смертельно.

 

После склеивания шкурки под палубу вклеивался стрингер, три шпангоута и планширь из пеноплекса - 35 кг/м3, 2 см.

В отличии от каноэ и байдарок палуба для САПа должна быть изрядно прочнее, т.к. к ней прикладывается точечная нагрузка в виде пятки гребца, потому корпус САПа, вкупе с не самыми оптимальными для прочности пропорциями и выходит тяжелее, чем равного веса байдарка/каноэ.

Планширь же предназначался для упрощения склейки с верхней коркой (дека+палуба), т.к. на нем гораздо проще избежать "убегания" клея, плюс он увеличивает жёсткость стыка.

 

05ee7a8550fb225d897856acc67e1bbd.png

0b80084c8da4cf7057b8f8d0c9cba109.png

835baa1f3fb7e4c68210cb909be0abfd.png

2cf9383bbad346c66831f38c7451a4ea.png


Сообщение отредактировал roman-3k-hi: 18 января 2023 - 17:41

  • 1

#8 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 18 января 2023 - 17:42

970321fcf14fcbe03a497385cc1aeb4e.png

837723d8d8da19a178f9185ca96353eb.png

6e3a4bfd02fe61fb62f187ee8222b647.png

ecdfdd79c7f47d1a477cb982ab926a78.png


  • 1

#9 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 695 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 18 января 2023 - 20:02

Уложились в 13кг?


  • 1

#10 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 18 января 2023 - 23:26

Уложились в 13кг?

До весовой тоже дойдём, но да. Гоночный вес 12,5 кг.


  • 0

#11 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 19 января 2023 - 00:52

В штевни вклеивалось усиление из берёзы. Ими же достигалось точная регулировка длины до максимально допустимой в 4.26 м. Изнутри корпус на два слоя покрывался эпоксидной смолой и двумя слоями белой двухкомпонентной полиуретановой краски Темадур.

Далее изготавливалась и вклеивалась палуба. Как уже говорилось выше палуба САПа один из наиболее нагруженных элементов конструкции. Палуба изготавливалась из сендвича: фанера сэйбе 3 мм, пеноплекс (35 кг/м2) 20 мм, стекло 120 г/м2. Уже после сборки корпуса она как и весь корпус оклеивалась слоем стеклоткани - 120 г/м.

По итогу палуба в направлении "сверху-вниз" у меня представляла из себя: стекло-фанера-пеноплекс-стекло.

"Шкурка" (т.е. обшивка днища и бортов) достаточно "жидкая", потому для придания итоговой формы он был стянут ремнями, проверена геометрия. Поверх него укладывался лист фанеры, очерчен по линии борта и обрезан в размер. Далее на него с припуском наклеивался пеноплекс финским аналогом полиуретанового клея ПУР, после чего обрезался в размер по фанере. По периметру палубы на пеноплексе снималась фаска и небольшой зазор оголённой фанеры, чтобы было на что наклеивать стекло и соединить на кромке все три слоя. Изнутри палуба также покрыта двумя слоями Темадура.

Далее палуба вклеивалась в "шкурку", задавливаемая грузами.

Из 3х мм фанеры сэйбе склеивался колодец для плавника, до склейки половинок между собой он изнутри был оклеен стеклотканью (120 г/м2). Плавник первоначально также планировался из сейбе, однако при приемлемой жёсткости и прочности он был на мой взгляд избыточно толст, после чего плавник был изготовлен из АМГ5, толщину точно не помню, вроде из 4 мм.

Ось вращения из нержавейки ф5 мм, между стенками колодца и плавником фторопластовые шайбы ф0.8 мм. Для предотвращения заклинивания плавник вращается не напрямую на оси, а на втулке из какой-то пластиковой трубки, надеваемой на ось и распирающая стенки колодца. Снаружи колодца ось закручивается через силиконовые/резиновые прокладки и "кузовные" шайбы нержавеющими гайками-барашками.

После склейки колодца он вклеивался лентами из стеклоткани в колодец.

83c3178390d1067ef935fcbbed0faa74.png

2df021f2df566f114146b9f76045a8e3.png

12f6870bafc5180072aa5fbc473b7052.png

5e7c35d26973f9f958a240162f5266e4.png

52796caf4a68b2c124f6dbc7ee5609b4.png


65c3cbcfbf25ce47442b41e399dafeb2.png

 

 

a18e98c67dff10ee3fc370b0d7fe6b4f.png

 

0beba3f61bf70be0924ec144012a0cd9.png


Сообщение отредактировал roman-3k-hi: 19 января 2023 - 01:27

  • 4

#12 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 20 января 2023 - 16:54

После вклейки палубы в верхней части корпуса остались ещё носовые и кормовые участки деки.

Дека собиралась по "по живому", исходя из пропорций и "чувства прекрасного". Дека выполнялась из трех граней, собранных между собой на подкладной планке из пеноплекса.

Кормовая дека немного короче и ниже носовой части, также в ней предусмотрен лючок для обслуживания оси колодца плавника.

Только после склейки корпуса углядел небольшой "винт". Исправлялся он следующим образом. Как известно стеклоткань на фанере серьёзно меняет её жесткость, этим и было принято воспользоваться. С помощью нехитрой приспособы корпус за штевень был скручен относительно миделя после чего оклеен стеклотканью (120 г/м2). Перекрой ткани также усиливал стык "корпус-дека".

f57a51bb00756e90e243406492978e8a.png

0d41dd38ee4397544c353d608c0a4bd9.png

a0258116c93e4bc753138a6ae8a6f674.png

eba465f978025a3a3382959ece6e4209.png

d1ab79fc038fa2ebdf3d51262dc3b0ad.png


  • 0

#13 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 20 января 2023 - 17:17

Поверх стекла наносился ещё слой эпоксидки валиком, после чего корпус вышкурен и "вылизан".

По окончанию подготовительных работ на корпус нанесена белые элементы, а после основной красный тон. Вся краска полиуретановая - двухкомпонентный Темадур.

Любопытная история его закупки.

Почему-то у представителей Тиккурила в Санкт-Петербурге на сайтах она отсутствует. Звоню в одну из ведущих контор по линейке Тиккурила в Санкт-Петербурге и "на шару" спрашиваю есть ли она в наличии. На что мне отвечают: разумеется! Спрашиваю: а что-ж её на сайтах то нет? На что мне говорят, что это "страшная индустриальная краска" и она не предназначена для "простых смертных". Ну да ладно.

На доску нанесено чёрт знает сколько слоёв с промежуточной шкурёжкой.

6dc49d5273694e032aa93d39c6ca8b31.png

e4c91e2797c4c6f76b187e1adcdd359b.png

a330985e9386c01f8adbc7cf39f67715.png

d04601003e79df6c3fb7dff89c797493.png

ffda37ab388411c644ce1637cb0a8fb2.png


  • 1

#14 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 21 января 2023 - 02:35

Завершала постройку палубное покрытие и разного рода мелочёвка.

Отверстие в кормовой деке для обслуживания оси плавничка закрывалось обычным круглым лючком, который вклеивался на Сикафлекс. Углубления под крепёж дабы не оставаться "бельмом на глазу" заполнялся муляжами из головок заклёпок. Т.е. лючок чисто клеенный, делать в корпусе дополнительные отверстия под крепёж был сочтён излишним, Сика и так хорош держит.

Ручки для переноски и обушки для крепления лиша (верёвка с помощью которой САПер прикрепляется к доске) и резинки  для багажа были выполнены из АМГ5, толщиной 4 мм, покрашены обычной белой краской-аэрозоль. Всё это было приклеено на сикафлекс к палубе.

Покрытие было выполнено из тоненького слоя кварцевого песка для пескоструя приклеенного к палубе на эпоксидку.

В таком комплекте доска отходила один сезон, после чего палубное покрытие было заменено на EVA-коврик наших китайских братьев, жесткие ручки заменены на мягкие того же производства, а петли для резинки, лиша и для крепления ручек выклеены из листового ПВХ.

Смена произошла под влиянием друзей. Покрытие из песка держит подошву отлично, из недостатков при попытке залезть "с воды" на доску она царапает пузо, а жёсткие ручки мешают залезить, также покрытие из песка не очень комфортен для босой стопы. Для меня эта замена не существенна, ибо в отличии от друзей я практически не падаю с доски, а хожу на САПе практически всегда в обуви. Мягкие ручки может и смотрятся маленько симпатичнее, но честно говоря мне прежние жёсткие показались гораздо более удобными, а вот EVA-коврик вполне себе нормальная штука - держит ногу нормально, при этом вполне комфортен для босой стопы и задницы. Ещё одним преимуществом EVA-коврика является то, что песок высыхает неравномерно и смотрится при этом немного неопрятно.

03492f350c97b32e08a3030ff69739e0.png

91fc3000b2df0f4ea3d22d1ba4d6752b.png


Сообщение отредактировал roman-3k-hi: 21 января 2023 - 02:38

  • 1

#15 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 21 января 2023 - 03:10

Итоги.

По раскладка по весовой планировалась следующая.

Корпус - 10 кг, 1 кг - лако-красочное, 1 кг - покрытие, плавник и 1 кг - "про запас".

Так как судостроение и иного рода "рукоблудие" мне не в новинку, то проблем с весовой культурой у меня не возникало.

 

Для тех кому этот путь ещё предстоит могу озвучить ряд полезных и непреложных правил:

1. ВСЕГДА в конструкцию закладывайте ЗАПАС по весу. Превышение веса от проектного для малых судов следует закладывать МИНИМУМ 10-15%, для особо криворуких эта величина может доходить до 30%. Эти цифры проверены не только моим опытом.

2. Когда видите что "вот-тут" конструкция немного "хлипковата", надо бы добавить. Почувствовали такое желание? Берёте молоток побольше и с хорошего размаху хреначьте по той руке, которая первой потянулась к тому самому месту. Запомните, конструкция приобретает окончательную прочность и жёсткость только в конечном виде, когда замкнуты все силовые контуры. Если вас не устраивает проектная прочность не нужно менять проект, нужно выбирать ДРУГОЙ проект, если первый вас чем-то не устраивал.

3. Не вносите изменения в процессе постройки, если они увеличивают вес.

4. Если проект составляете вы, то крайне желательно иметь в проекте те статьи конструкции, за счёт которых можно было бы сэкономить вес.

 

Собственно, все эти правила были учтены в конструкции.

1. Запас по весу был заложен изначально.

2. Собственных позывов у меня не возникало, а вот дать по рукам (НЕ ФИГУРАЛЬНО) паре персонажей присутствующих при строительстве довелось.

3. Таковых не было.

4. Так как ВЕС был одной из самых важных составляющих требований ТЗ, то ВСЯ конструкция предусматривала возможность для снижения веса на разных этапах строительства.

К таковым относились:

а). возможность не вклеивать шпангоуты, оставив под палубой только стрингер.

б). возможность замены внутреннего покрытия корпуса с эпоксидной смолы, на лак (лак ИЗРЯДНО легче смолы).

в). возможность не наносить на внутреннюю поверхность краску.

г). возможность неполной оклейки корпуса, а только по стыкам.

д). возможность сэкономить на весе окраски внешней поверхности.

е). возможность сэкономить вес на "мелочёвке", например попросту не приклеивая обушки для резинки, как и не устанавливая её.

 

По факту вышло так: корпус вылизанный под покраску вышел в 10,5 кг, а сама доска в гоночном состоянии (плавник+багажная резинка+лиш) вышла в 12,5 кг.


  • 4

#16 Spinch_VVO

Spinch_VVO

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 966 сообщений
  • Из:Артём

Отправлено 21 января 2023 - 08:10

получился SUPообразный сит-он-топ - на нем можно и сидя с байдарочным веслом вполне. Для опытного каноиста - годный снаряд.


  • 0

#17 весломан

весломан

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 601 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: Катасап и другие

Отправлено 21 января 2023 - 09:49

Да на любом САПе можно и сидя с байдарочным веслом и с распашными веслами и с парусом, сам опробовал, только педали с винтом присобачить пока не получается


  • 0

#18 Spinch_VVO

Spinch_VVO

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 966 сообщений
  • Из:Артём

Отправлено 21 января 2023 - 10:14

...на любом САПе можно и сидя с байдарочным веслом...

я сам так делаю (в том числе, кроме как стоя со "стендапным" веслом).


  • 0

#19 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 21 января 2023 - 17:24

только педали с винтом присобачить пока не получается

В Санкт-Петербурге фирма Atlas такие даже серийно выпускает, я летом один такой пробовал - у моего друга на прокатной станции есть такой. Он надувной, по центру небольшая щель, в которую опускается "нога" с педальным приводом.

Любопытно что на мой взгляд он с педалями ходит быстрее чем с веслом. Плюс весьма комфортное расположение "гребца".

Из минусов, от берега хрен отойдёшь - ОСАДКА! И стоимость не малая.


  • 0

#20 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 21 января 2023 - 18:57

Доска спущена на воду весной 2021-о года, на строительство ушло примерно 300 ч/часов.
Затраты:
 - фанера - около 8 тыс.р.
 - смола - около 3,5 тыс.р.
 - краска - около 4-5 тыс.р.
 - EVA-коврик - 2 тыс.р.
 - мелочёвка - 1,5 тыс.р.
 - чехол для САПа - 5 тыс.р.
Итого: 25 тыс.р.
Плюс ещё дал денег за предоставляемую площадь. С меня их не требовали - но я посчитал что так будет правильнее.
 
Что бы я изменил в доске, если бы строил её во второй раз.
Оговаривая эти пункты следует держать в уме, что доска эксплуатируется крайне аккуратно (культуру обращения с гоночными лодками вбили в детстве) и с изрядной долей гонок, при том эта доля похоже растёт.
1. Ослабил бы внутренний набор из пеноплекса - можно было бы и облегчить.
2. Не стал бы красить изнутри корпус.
3. Не стал бы оклеивать корпус стеклотканью. Подумывал об этом ещё на этапе строительства, но счёл что запас веса есть, отчего бы не сделать доску более "живучей". В ходе стройки делал образцы фанеры покрытые просто двумя слоями смолы - более чем достаточно.
4. Краска Темадур не понравилась. Разумнее было бы использовать топкоут - он более твёрдый. Мелкие элементы типа "полоса" и т.п. в будущем нанёс бы просто лентой-самоклейкой. Собственно для гоночного аппарата краска вообще излишний элемент, достаточно просто добавить в смолу красящий пигмент.
5. Поворотный плавник - на таком малом плавсредстве он собственно нафиг не нужен и не оправдывает своего веса и сложности. Обычная для САПов конструкция из US-box и съёмного плавника полагаю уместнее.
 
Положительные моменты.
Осталось положительное мнение о фанере Сэйбе, пожалуй для лёгких "околоспортивных" фанерных лодок ей альтернативы нет.
Удачная реализация заложенной концепции. Доска приятна на ходу, притом в сравнении не только с надувными туристическими "матрасами", но и в сравнении с брендовыми гоночными досками, приятна эстетически и явно притягивает к себе взоры окружающих.
Как и планировалось по сути отсутствие остойчивости в обычных условиях эксплуатации не сильно меня беспокоит, по крайней мере выполнить гоночный "боевой разворот" - т.е. с приданием доске сильного дифферента, посредством перемещения собственной тушки на самую корму, у меня сложностей не возникает.
44d7b157bb4cb9976de18e385fe7054d.png
Дополнительным бонусом является аттракцион под названий: "Ромыч, а дай попробовать". Результат как правило не заставляет себя ждать, считанные секунды и... Вуаля!
1e2bc488ee51af1079b9211c83a8b7a4.png
4e3c2421adb59b121a0d03ab5b32ccd5.png
d99305ab2d5189d48a3d9284a2209d38.png
 
За несколько сезонов неоднократно участвовал на своей доске в различных гонках.
8fdeaeff968e15d9a2dcc2a3f02b0553.png
38594727ed37b0cf652518089625a20f.png
6cc88b686ea5948fdaac28f7d64ffd46.png
d2aa0b720299274d9f0605f8d6afffdf.png
1f83d5cdcb73a99c3847df12d3378205.png
Хороший накат является серьёзным аргументом не только на длинных дистанционных гонках по гладкой воде, но и в спринтерских заездах.
Доводилось на ней выходить и в тяжёлых волновых условиях. Гонялся по Неве, Финскому заливу - тогда хорошо раздуло и для наших досок была не малая волна, у парусятников был Оранж рейс 2022, там же рядом буквально в сотне метров от нас был какой-то съезд малых самостройных швертботов в Ораниенбауме. Ну и пожалуй самая сложная участь была в гонке по каналам города - берега, одетые в гранит, волновая каша из нерегулярных волн соперников, катеров прямых и отражённых. В таких условиях конечно приходится гораздо тяжелее, однако получается выезжать "на мастерстве", по крайней мере пока ноги держат - на волне нагрузка на ноги  для поддержания остойчивости очень велика.
 
P.S.
Большая доля гонок в моём времяпрепровождении заставляет присматриваться к тому, на чём ходят твои соперники, и как это влияет на результат. САП сравнительно молодой вид спорта и гонка вооружений ещё идёт во всю. На крайнем чемпионате мира появились доски, специально созданные для этой гонки весом всего в 7 кг, понятно, что это "одноразовые доски" срок жизни которых по сути ограничивается всего одним гоночным сезоном. Однако такая плотная конкуренция заставила сильно "похудеть" и вполне серийные изделия. Сегодня у всех ведущих производителей в линейке есть доски с весом в 10+/-1 кг.
Летним сезоном 2022 года одна такая доска, весом в 8,5 кг появилась и в нашем городе, по правде сказать не самое приятное соседство на гоночной дистанции. Четыре килограмма разницы веса - это четыре килограмма. Также отличительной чертой САПов как вида спорта является наличие разнообразных дисциплин, наряду с дистанционными гонками в самых разных условиях является и наличие разновидностей с большим количеством поворотов, стартом с берега и промежуточными перебежками по береговой линии.
Для подобных гонок узкозаточенный под накат на гладкой воде САП не является оптимальным. Например при береговом старте (т.е. когда спортсмены стартуют с берега и с разбега заскакивают на свои доски) на нем теряется примерно 1 секунда, это достаточно много, особенно с учетом точно, что в этом старте решается судьба того, кто выйдет первым на поворот, а значит получит солидное тактическое преимущество. Также тяжело (в первую очередь ногам) приходится и в сложных волновых условиях, к примеру дистанционная гонка на крайнем чемпионате России проходила попросту в шторм. У участников осталась масса впечатлений!  :)
 
Размышления об этом привели к формированию новой концепции доски, 100% заточенной под гонку.
Итак ТЗ:
1. длина по правилам класса 14 футов.
2. вес, позволяющий ей быть конкуретной в гонках любого уровня - не более 9,5 кг в кондиции "на старте". Т.е. голый корпус где-то на 1 кг меньше (лиш+плавник+0,5кг запаса).
3. наличие фальшборта/"т.н. ванны" - увеличивает практически бесплатно остойчивость и снижает заливаемость в волну.
4. наличие транцевой кормы - увеличивает остойчивость и скорость совершения "боевого разворота".
5. острый нос - позволяет хорошо проходить волну без "плясок с бубном" по части выбора правильного дифферента и неизбежного прироста сопротивления.
6. W-образное днище в корму от миделя. Хотя и даёт прирост смоченной, но увеличивает остойчивость и позволяет уменьшить ширину. А значит с уменьшением ширины нам стало удобнее грести (весло ближе к ДП) и мы ещё больше заострили нос (т.е. уменьшили сопротивление).
7. Мидель, смещённый в корму от серидины. Т.е. более острый нос и снова меньше сопротивление.
8. Достаточно острая скула (борт/дно - минимальный технологический радиус) в корму от миделя. Увеличивает остойчивость (а значит меньше ширина, острее нос, удобнее грести) и уменьшает дифферент на корму при больших ходах.
Хороший спортсмен на САПе ходит в начале (длинные дистанции) и в середине (спринт) переходного режима (привет от малой длины по КВЛ), плюс слагаемое от весла, в итоге на хорошем ходу САП проваливается кормой и транец при этом начинает не слабо тянуть воду. Т.е. в корме нужен и объём и гидродинамическая составляющая. Некоторые оставляют этот вопрос на дифферентовку своей тушкой, однако стоя с доски мы попросту не в состоянии хорошо оценить дифферент, да и в гонке есть чем заняться помимо решения задачи по оптимизации. Доска в этом вопросе должна быть менее "строгой" к гребцу.
9. Минимальная остойчивость, позволяющая гребцу моей квалификации заскочить в доску с разбега с пляжа. Всё остальное я в состоянии компенсировать "вестибуляркой".
Собственно, для меня это лишь минимальная прибавка к моей прежней доске, т.к. на ВСЕХ самых узких (20" ширины) и "неустойчивых" гоночных САПах, на которых мне доводилось до сегодняшнего дня ходить (специально просил у друзей на пробу), после моей красавицы, чувствуешь себя как "на бульваре".
 
И так, дома стоит два рулона углеткани и ведёрко смолы...  B)

Сообщение отредактировал roman-3k-hi: 21 января 2023 - 19:07

  • 2

#21 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 21 января 2023 - 19:01

Пожалуй, на этом всё. Всем успехов!


  • 1

#22 Aleksk

Aleksk

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 13 767 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно:
  • Название: Неспешный

Отправлено 21 января 2023 - 21:29

Почему-то вспомнилась песня Высоцкого про канатоходца.

Хорошо, что залезь с воды в сап без проблем даже новичку преклонных лет,  в отличии от очковой байдарки (каяка).

Переделать в сап чтоли? Вырвать очко, приклеить палубу. Сит он топ  непотопляемый  хотя-бы будет.

IMG_20160703_145747res.jpg

Сообщение отредактировал Aleksk: 21 января 2023 - 21:33

  • 1

#23 весломан

весломан

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 601 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: Катасап и другие

Отправлено 22 января 2023 - 08:52

В Санкт-Петербурге фирма Atlas такие даже серийно выпускает, я летом один такой пробовал - у моего друга на прокатной станции есть такой. Он надувной, по центру небольшая щель, в которую опускается "нога" с педальным приводом.

Так вся проблема в этой щели. Абсолютное большинство САПов без дырки, а без дырки все усложняется в разы


  • 0

#24 Просто Турист

Просто Турист

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 014 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: Катамаран Альбатрос
  • Название: Непорочное зачатие

Отправлено 22 января 2023 - 12:12

Я сторонник традиционной гребли сидя и мне кажется что эти новомодные саперы и какают стоя , что бы не показаться старомодными )))
  • 1

#25 roman-3k-hi

roman-3k-hi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 962 сообщений
  • Из:Ленинград

Отправлено 22 января 2023 - 12:19

Так вся проблема в этой щели. Абсолютное большинство САПов без дырки, а без дырки все усложняется в разы

Они производители, им проще было сделать более человеческий САП, чем извращаться с приводом.

Можете найти в ВКонтакте человека под именем Игорь Баронас, он точно взграмождал на САП велопривод и несколько сезонов на нём отходил, пытался пройти на нём Петровский гребной марафон, следующий таки взял на велотримаране, да и вообще он большой энтузиаст педалей. Чуть позже если нужно смогу найти фотку, за подробностями лучше к самому Игорю.


  • 0



Ответить



  



Темы с аналогичным тегами САП, Flo-Mo, Сэйбе

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей