Указанные мной телефоны уже не работают.
Ниже фрагмент про топселя из Людевига.
"[color=#000000;]Треугольный топсель ставится очень просто. Выбирается фал, затем галс, а после них — шкот. Этот парус стоит хорошо и в бейдевинд, только если его передняя шкаторина пришнурована к стеньге. Для этого приходится посылать на краспицы человека, который и продевает длинный слаблинь, пропуская его спирально. По мере шнурования выбирается; фал. Дойдя до метки на парусе, которая соответствует месту топенант при выбранном фале, продолжают шнуровать, но уже пропуская линь под ванты. Слаблинь хорошо время от времени натереть серым мылом или парафином, так как тогда он при добирании легко скользит по люверсам. Когда фал — обязательно стальной — выбран до отказа и он заложен, выбирают галс при помощи сильных талей и обтягивают слаблинь, прижимая переднюю шкаторину топселя к стеньге. После этого можно добирать шкот.[/color]
[color=#000000;]Постановка рейкового, так называемого четырехугольного топселя много хлопотливее и труднее. Непременным условием хорошего стояния этого паруса является, чтобы фал закладывался за реек выше центра тяжести его и чтобы площадь топселя выше линии соединения этой точки с точкой прикрепления шкота была меньше площади ниже этой линии. Только тогда топсель с нечаянно выпущенным галсом не может опрокинуться через дирик-фал. Эта авария очень трудна в исправлении, особенно если галс оборвался.[/color]
[color=#000000;]Если топсель имеет два рейка, то его необходимо поднимать одновременно на фале и шкоте. Все время следует наблюдать, чтобы верхние концы рейков не попали под топенант, топсель-шкот и дирик-фал с его шпрюйтами. Особенно это трудно, если ветер дует на грот и прижимает к нему топсель. Иногда бьешься пять-десять минут с этой работой, а все не клеится. Следует себе помогать галсом, а еще лучше послать человека на краспицу. Он должен быть, конечно, ловким и крепко держаться, так как удар болтающегося на волне рейка может его легко сбить. А падение с такой высоты на палубу и, в лучшем случае, в воду—дело не шуточное.[/color]
[color=#000000;]Когда фал добран и заложен, поступают дальше, как с треугольным топселем. Если хотят, чтобы он стоял и хорошо работал, следует до постановки его перебрать дирик-фал, настолько, чтобы нижний реек без всякого усилия дошел до гафеля. Когда топсель-шкот заложен, травят дирик-фал настолько, чтобы грот почти всей своей тяжестью повис на топселе. Тогда рейки его слегка прогнутся, а материя при желании растянется, как барабанная кожа.[/color]
[color=#000000;]Рейковый топсель тогда стоит правильно, когда передний реек параллелен стеньге и когда между мачтой и гафелем и рейками топселя почти нет зазоров. Этого удается добиться путем перемещения точек приложения фала и шкота. Это не значит, что для того, чтобы неправильно скроенный топсель хорошо стоял, нужно так стравить или выбрать дирик-фал, чтобы грот стоял плохо. Такой топсель — слишком широкий или узкий по данному гроту — следует только перешить. При уборке рейкового топселя он систематически пытается зацепиться выдающимися нижними концами своих рейков за топенанты и топсель-шкот. Чтобы этого избежать, рейки заостряют, а на паруса немного ниже соответствующего кренгельса нашивают кожаный или из очень толстой парусины конический мешочек, в который и вставляют реек."[/color]
[color=#000000;]Электронная версия книги у меня сохранена - готовил к репринту. .[/color]