Так проверьте. Всё будет понятно. Только шлем, жилет и "чеку" оденьте.
Ну, я-то проверял, многократно. На парусных досках, "моделях", так сказать. Поэтому и знаю, о чём говорю. А вот имеете ли вы опыт эксплуатации глиссирующих лодок с вельботными обводами - сомневаюсь, по той простой причине, что у нас их практически не делали.
А парусные доски, хотя и появились всего лишь 50 лет назад, но сделано их было пожалуй больше, чем моторных лодок, как с транцевой кормой, так и с вельботной и близкой к ней овальной. Для максимума скорости в умеренный ветер транцевая предпочтительней, но требует более чёткого контроля и более высокой квалификации, поскольку даже на мелком чопе начинает выскакивать из воды. Поэтому вскоре после появления первых таких досок их конструкторы стали вырезать боковые участки днища у транца, оставляя нетронутой только сравнительно узкую часть днища вдоль килевой линии. Фактически, от чисто транцевых сделали шаг назад, внедрив концепцию "полутранцевых". Впрочем, и в таком виде доски эти предназначены не для комфортного катания, а для для людей со спортивными амбициями: ехать как можно быстрее по желательно гладкой поверхности, до первой серьёзной кочки. Недавно им нашлось ещё одно применение - для установки на них подводного крыла вместо плавника. Тут их основное достоинство - чуть меньшая длина.
Для комфортного же катания, и особенно на волне, транцевые доски почти не используют: кроме того, что их на курсе держать сложнее, они и в циркуляции отвратительно себя ведут, могут сильно рыскнуть в самый неподходящий момент. Для волн же используются доски с классической вельботной или овальной кормой, та же форма используется и у досок для заездов на скорость в сильный ветер на гладкой воде благодаря их лучшей устойчивости по дифференту.
В начале нужно пройти прибой. Остальное -- это проще (не легче/труднее).
Тут вы правы. Непонятно только, почему бы транцевые моторки будут проходить его лучше. Доски прибой лучше проходят "вельботные".
Ещё раз -- речь идёт о прибое. Это другие отношение длине/высота волны и крутизна склонов (вернее, одного).
А почему вы думаете, что знаете это лучше меня? Да, другие отношения. И чем короче и шире лодка, тем легче волне её опрокинуть через корму. Значит, транцевые проиграют вельботным в одну калитку.
Нужны высокие стартовые характеристики -- быстрый разгон, что бы маневрировать между гребнями, "затянуть", когда гребень валится, и быстро проскочить, пока гребень на сломался. Это азы маневрирования на прибое или ломающейся волне. Малые глубины.
И опять, в чём тут преимущество транцевых обводов? Мы сравниваем лодки одного веса, с одинаковыми тяговыми характеристиками двигателя. Какие "высокие" стартовые характеристики вам нужны? Вы до глиссирования собираетесь перед гребнем разогнаться, чтобы гарантированно в небо улететь? Перед самым гребнем, если идёшь вразрез волне, скорость нужно наоборот сбросить, если только не собираешься сделать эффектный прыжок метров на несколько. Если уж вам нужно разогнаться перед гребнем по максимуму, то разгоняйтесь по ложбине вдоль гребня, а когда наберёте максимальную скорость, поворачивайте навстречу гребню и... летите!
И когда не хватает поддерживающих сил в корме -- динамика ухудшается, затянутый переходный режим... а если нечему глиссировать вообще -- то и вовсе очень сложно будет пройти, шансы заметно уменьшаются на малых скоростях.
Интересно, за счёт чего динамика ухудшается? За счёт того, что нет транца, который тянет за собой воду? Поддерживающие силы без скорости одинаковые; вельботная, напомню, немного длиннее транцевой. А динамические поддерживающие - так какие они на транце при разгоне? За счёт чего они там?
...
"Вертикально" когда лодка становится -- то вельботы уже плохо себя ведут.
Вертикально... все лодки плохо себя ведут. Но до вертикального состояния транцевым добраться гораздо проще.
Вот потому и сменили спасательные лодки -- вместо "дори" (и не всегда американские) сделали более надёжные обводы, "мореходные глубокилеватых", санных и каты.
Так вроде разговор-то о том шёл, что некоторые не меняют. "Ну, тупыыыые!"(с)
"Не сбрасывай газ!" -- на волне так и нужно. "Слишком много газа" только не очень хорошо, но это уже опыт.
Насчёт "газа" не знаю, но скорость, проходя крутую волну вразрез, лучше сбросить перед гребнем, а то ведь язык можно откусить, или травму позвоночника словить, я уж про технику не говорю.
P.S. Вы видео посмотрите. Там всё это видно.
А что там видно? Посмотрел второй ролик, там только транцевые, да катамаран мелькнул пару раз. Вельботных не увидел. Что с чем сравниваем?
ЗЫ. Учебный фильм о пересечении бара на моторке. С 8 минуты, рекомендация - перед гребнем притормозить, сохранив достаточно скорости, чтобы подняться на гребень и нежно с него спуститься.