Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Выбор мореходной водоизмещающей лодки для водохранилища

лодка самострой самодельная лодка лодка своими руками

Сообщений в теме: 666

#651 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 01 января 2022 - 18:43

...

Тут поспорю. Очевидно, что в водоизмещающем режиме вельботная корма будет иметь меньшее сопротивление на той же скорости. Следовательно, "в начале переходного режима" это её преимущество сохранится.

 

...

ОК, углубимся, благо праздники.

То, что конец водоизмещающего режима и начало переходного суть одно и то же - примем согласно некоему принципу неразрывности процессов в гидродинамике. Но придется иметь в виду тренды, нарастание которых отделит в конце концов один режим от другого.

Критично здесь то что от начала до конца ВИ режима кормовая волна с большим или меньшим успехом "возвращает" корпусу энергию, затраченную на ее образование (горбы на кривой волнового сопротивления) -- за счет наличия подъема батоксов и сужения ВЛ, т.е. "обнуленной" в корме строевой. Наклонные участки преобразуют избыточное давление в попутную курсу составляющую.

 

В начале переходного режима кормовая волна окончательно уходит назад, и надежды на "рекуперацию" давлений исчезают, остается голимая борьба двигателя с носовой волной. И тут эффект обнуленной строевой также пропадает - и для успешного хода с постоянной волной в носовой трети потребуется избыточное погружение кормы. То есть вельботная корма актуальность теряет -- она хуже противодействует кормовому дифференту, чем транцевая, за счет меньшей полноты.

 

Уход второй волны за корму в кильватер отделяет один режим от другого довольно четко и без передачи признаков конструктивных выгод.

...

 

 

....Что касается "горба", то для сравнительно тяжёлого рабочего катера, тем более с килеватым днищем, само существование такого "горба", как на лёгких спортивных лодках с малой килеватостью, весьма сомнительно. Скорее всего, зависимость сопротивления от скорости будет монотонной, без каких-либо локальных максимумов. И сам диапазон перехода от водоизмещения к глиссированию у этих двух форм днища будет отличаться: у транцевого днища он будет более коротким, но с более резким ростом сопротивления и более ранним выходом на глиссирование, а у вельботной кормы переход к глиссированию более плавный, выход на глиссирование происходит позже, на большей скорости, но рост сопротивления более медленный.
...

Думаю, не стоит оперировать здесь динамикой - более быстрым или менее быстрым "сходом"  с горба. Вы верно отмечаете плавность переходных процессов, и если энерговооруженность  корпуса ограничена, скажем в пределах 5-10 лс/т, он будет тащиться на своем горбе сколь угодно долго без перспективы схода с него. Причем да, легкие длинные корпуса этого горба не проявят совсем, а тяжелые короткие упрутся в него конкретно.

И ИМХО, подтверждаемому изучением кривых серийных прогонов, "обводы" влияют на качество переходного режима куда слабее, чем конкретные соотношения водоизмещения и длины. Переходный режим - штука довольно ломовая, находясь в нем, выгоднее всего поднимать носовую волну как можно меньше, а все остальные меры преодоления горба (отгибы, плиты, интерцепторы) будут паллиативом.

 

...Поэтому говорить о заведомо лучших разгонных характеристиках транцевого днища в сравнении с вельботным я бы поостерёгся, это будет справедливо только для мотора с приличным запасом мощности.

 

 

.Вот-вот, запас энерговооруженности здесь решает. Если она выше 30 лс/т -- можно говорить о разгонных характеристиках, потому что шанс получить более-менее чистое глиссирование есть.

 

То есть вельботная корма после выхода за границы водоизмещающего режима окажется заведомо хуже транцевой, но как только заработают "крылья" ( а срыв потока с них определит число Фруда по заглублению кромки) -- статус-кво восстановится, и в общем будет без разницы, как и куда сведены надводные борта в корме.


  • 0

#652 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 695 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 01 января 2022 - 19:54

...
 
Используют 3Д-эпюру полей давлений. Всё очевидно.
...

Что именно вам очевидно?
Вот вам типичная эпюра распределения полного (с учётом гидростатики) давления по смоченной поверхности умеренно килеватого корпуса (15°) при дифференте 2° и Сv = 2, взятая из первой же нагугленой работы "Three-Dimensional Mathematical Investigation of Dynamic and Hydrostatic Pressure Distributions on Planing Hulls".
 
C-V-2.jpg
Лично мне из этой картинки очевидно то, что бортовые участки днища вблизи транца даже на малой скорости почти не участвуют в поддержании судна. То есть, в основном тормозят, а не поддерживают. При увеличении скорости, когда значение (виртуальных) гидростатических сил снижается, это становится ещё очевиднее. Вот картинка для того же корпуса при Cv = 4:
 
Cv4.gif

С точки зрения функциональности всей этой синей зоны для создания подъёмной силы или, вообще, сил поддержания, то она близка к нулю. А вот площади, создающей сопротивление трения там навалом. Поэтому желание избавиться от этого "силового балласта" мне представляется вполне логичным и правильным. Разумеется, что если просто отрезать от транцевого днища углы, мы, во-первых, уменьшим площадь (и водоизмещение) и, во-вторых, получим несколько иное распределение давлений: максимумы давления вдоль килевой линии в кормовой части несколько снизятся. Это следует скомпенсировать, несколько увеличив смоченную длину при той же максимальной ширине, сделав обводы ватерлинии в корме вельботными или полуэллиптическими.


  • 0

#653 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 670 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 01 января 2022 - 21:12

А почему Вы заговорили о килеватом днище?

У рассматриваемой лодки днище плоское. И там по всей ширине давление маленькое. 

Буфер обмена02.jpg

Чтобы увеличить подъемную силу и приходится делать наделки, увеличивающие площадь, реализующую нехватку этого давления.


  • 0

#654 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 670 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 01 января 2022 - 21:21

Но, поскольку подъёмная сила тем больше, чем больше площадь смоченной части днища, то лодка с такой увеличенной площадью и с такими горизонтальными элементами будет иметь бОльшую подъёмную силу при той же скорости. Форма кормы при этом не имеет значения.

Именно об этом я и пишу в своих сообщениях. Исходной площади было недостаточно, поэтому ее пришлось добавить.

Непонятно, что Вы стараетесь оспорить? 

А вот исходная площадь определялась требованием ТЗ иметь вельботные обводы.


  • 0

#655 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 01 января 2022 - 21:27

///

У рассматриваемой лодки днище плоское. И там по всей ширине давление маленькое. 

attachicon.gifБуфер обмена02.jpg

Чтобы увеличить подъемную силу и приходится делать наделки, увеличивающие площадь, реализующую нехватку этого давления.

На картинке - относительно давление в долях скоростного напора?


  • 0

#656 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 670 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 01 января 2022 - 21:39

На картинке - относительно давление в долях скоростного напора?

Да. Это коэффициент давления. Определяется по упомянутой Вами формуле.


  • 0

#657 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 01 января 2022 - 22:09

Да. Это коэффициент давления. Определяется по упомянутой Вами формуле.

Хорошо. Но статические давления будут раза в 3 выше, и они возникнут в том числе и на "крыльях" - при условии, что поток с них сорвется. Именно для облегчения срыва эти шайбы углубляют не слишком сильно относительно ВЛ - потому что даже при малом заглублении статика сильно дополняет динамику. Не говоря уже о непроницаемых частях днища.


  • 0

#658 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 695 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 01 января 2022 - 23:07

А почему Вы заговорили о килеватом днище?
У рассматриваемой лодки днище плоское. И там по всей ширине давление маленькое. 
attachicon.gifБуфер обмена02.jpg
Чтобы увеличить подъемную силу и приходится делать наделки, увеличивающие площадь, реализующую нехватку этого давления.

Судя по этой картинке, днище не совсем плоское:
index.php?app=core&module=attach&section

Впрочем, бесмалополезность углов днища у транца для создания подъёмной силы на плоском днище столь же, если не более, очевидна. Особенно на высоких скоростях. Я специально привёл картинку для относительно малой скорости, с Сv = 2, соответствующей началу глиссирования, чтобы показать, что даже в этом случае от углов у транца толку мало; только средняя часть днища в этом районе ещё даёт сколь-нибудь заметную прибавку к силам поддержания.

"Нехватка давления" на малой скорости равно присуща всем глиссирующим, независимо от формы ватерлинии. Альтернатива наделкам - большая ширина катера, это улучшило бы ситуацию с "нехваткой давления", но ухудшило бы его ходкость на волне. То есть, наделки - осознанное конструкторское решение для облегчения выхода на глиссирование мореходного катера на гладкой воде, когда у него есть возможность и необходимость глиссировать, при сохранении его мореходных качеств, когда такой возможности нету.


  • 0

#659 свободник

свободник

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 906 сообщений
  • Из:село Пивань
  • Судно: катамаран
  • Название: Тэмтигэ

Отправлено 01 января 2022 - 23:12

А почему Вы заговорили о килеватом днище?
У рассматриваемой лодки днище плоское...

Обводы рассматриваемой лодки
1433_123_221-bartender-boat-plans.jpg
Пишут, что угол килеватости на форштевне 35°, а на ахтерштевне 5°

Сообщение отредактировал свободник: 01 января 2022 - 23:20

  • 1

#660 Moonboat

Moonboat

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 50 сообщений
  • Из:юг

Отправлено 02 января 2022 - 00:19

Вот фото днища Бара:

Прикрепленные изображения

  • 2021-12-24_23-24-24.png
  • 2021-12-24_23-30-11.png
  • 33059884_985208951653166_198594352849616896_n.jpg
  • RonZ 20.5 (1).JPG

  • 0

#661 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 670 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 02 января 2022 - 00:38

1. Судя по этой картинке, днище не совсем плоское:

2. Альтернатива наделкам - большая ширина катера, это улучшило бы ситуацию с "нехваткой давления", но ухудшило бы его ходкость на волне. То есть, наделки - осознанное конструкторское решение для облегчения выхода на глиссирование 

1. Еще и варианты обнаружились.

2. И я о том же:  617, 622  :) Наделки - альтернатива отсутствия ширины (площади) из-за необходимости иметь вельботную корму.

В 660 это наглядно видно.


  • 0

#662 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 670 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 02 января 2022 - 00:53

1. Впрочем, бесмалополезность углов днища у транца для создания подъёмной силы на плоском днище столь же, если не более, очевидна.

2. Я специально привёл картинку, чтобы показать, что даже в этом случае от углов у транца толку мало; только средняя часть днища в этом районе ещё даёт сколь-нибудь заметную прибавку к силам поддержания.

1. Это зависит от отстояния углов от передней кромки смоченной поверхности. Чем оно меньше, тем их эффективность выше, по сравнению с ДП.

На плоском днище эффективность углов выше (!) чем у килевой линии. 

2. Вы привели картинку для килеватого днища. Для плоского см. 653. Там по всей ширине визуально одно и то же.


  • 0

#663 Savage

Savage

    Дворник

  • Боцман
  • 14 969 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: 🚤

Отправлено 02 января 2022 - 04:07

А почему Вы заговорили о килеватом днище?
У рассматриваемой лодки днище плоское. И там по всей ширине давление маленькое.

Александр Романович мимо "Игоры" вдруг будете проезжать, заскакивайте. Покажу днище в живую. Лодка в гараже лежит.
Киллеватость присутствует, не очень, чтобы очень, но, есть.
  • 0

#664 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 670 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 02 января 2022 - 14:08

Александр Романович мимо "Игоры" вдруг будете проезжать, заскакивайте. Покажу днище в живую. Лодка в гараже лежит.
Киллеватость присутствует, не очень, чтобы очень, но, есть.

Спасибо, Иван. Судя по https://forum.katera...-vod/?p=2585547  маленькая килеватость есть. Хотя в теме писали и о плоском днище. Их строят, судя по всему, немного по-разному. Но цель наделок от этого не меняется.  :)

И, повторяю, ничего криминального в этих наделках нет. Они выполняют свою задачу. Это - главное.


  • 0

#665 Savage

Savage

    Дворник

  • Боцман
  • 14 969 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: 🚤

Отправлено 02 января 2022 - 14:56

Спасибо, Иван. Судя по https://forum.katera...-vod/?p=2585547  маленькая килеватость есть. Хотя в теме писали и о плоском днище. Их строят, судя по всему, немного по-разному. Но цель наделок от этого не меняется.  :)
И, повторяю, ничего криминального в этих наделках нет. Они выполняют свою задачу. Это - главное.

Чертежи продают стандартные. А строить по разному, ну не знаю. Кстати, у меня нет этой расширительной наделки.
Чертежи я правда не смотрел ещё, реально не помню куда запихнул. Но кто делал эту лодку, наделку эту не приляпал.
Вечером домой с вахты должен вернуться. Попробую дверь в гараж очистить от снега и сфоткать.
На самом деле очень хочется потестить на волнишке, хотя бы паруметровой.
Корпус у меня полностью готовый, только покрасить днище надо и нутрянку сделать.
Меня лодка прельстила, что можно использовать с небольшой мощностью. Запытаю с С30, как раз как у Алексея. Ради интереса можно будет сравнить по расходу и скоростям. Они примерно одинаковы по размерам. Правда мой 19 гораздо легче Лёхиного Мальстрёма будет. Нуууу, балласта можно насадить будет.))
А в дальнейшем шестидесяточку повешу Яму с большим редуктором или Мерк Бигфут. Всё равно больших скоростей с него не вытащить, а более мощные редуктора и большего диаметра винт думаю на волне будет предпочтительнее.
  • 1

#666 Moonboat

Moonboat

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 50 сообщений
  • Из:юг

Отправлено 02 января 2022 - 15:48

Чертежи продают стандартные. А строить по разному, ну не знаю. Кстати, у меня нет этой расширительной наделки.
Чертежи я правда не смотрел ещё, реально не помню куда запихнул. Но кто делал эту лодку, наделку эту не приляпал.
 

Без поддерживающих пластин плохо. Корма проседать будет при наборе скорости.

Прикрепленные изображения

  • 12936666_579564228884309_715210320628083187_n.jpg
  • 71863411_1351136108393780_2892736224194199552_n.jpg
  • 104003-60b66-65818661-m549x500-uce862.jpg
  • 13177655_592439114263487_1562688857520786366_n.jpg
  • 2021-12-27_17-14-14.png

  • 0

#667 Эдуардович

Эдуардович

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 202 сообщений
  • Из:Тольятти
  • Судно: Бартендер, Скиф

Отправлено 03 января 2022 - 15:00

Без поддерживающих пластин плохо. Корма проседать будет при наборе скорости.

У меня получился вот такой вариант поддерживающей пластины. просто хорошего дерева на крылышки не было , а кусок толстой фанеры был. DSC06101.JPG 20160730_100240.jpg


  • 0



Ответить



  



Темы с аналогичным тегами лодка, самострой, самодельная лодка, лодка своими руками

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей