"Обычная" лодка 6,7 м, переходник.
Основная причина - нехватка мобильности. Как это ни странно звучит относительно разборной конструкции, но это так. Время стапеля / антистапеля слишком велико. В 90% выходов я один. А чтоб такое судно собрать/разобрать нужен все же напарник. Поэтому выходные "пролетают". Приходится стоять в базе и быть привязанным к родной акватории. Надоело. Куда-то выехать и собрать возможно только в отпуск, что раз в году. Поэтому захотелось чтоб приехал, сбросил. Поднял, уехал. Выхода было два. Либо уменьшать время сборки, радикально, что потребовало бы постройки нового ката с нуля. Либо перейти на жесткий корпус на прицепе. Выбрал второе. Точнее даже не выбрал, сама жизнь подвела, стечение обстоятельств... Однако жесткий корпус это дорого. Другой мотор, права, достройка и оснащение лодки. На вложенные средства можно было три ката построить... А ведь толком еще "ни коня ни воза". Плюс потребуется гараж для хранения, притом большой, судно на прицепе уже в 8 м вырисовывается. В общем увлекательно...
Теперь по "Сороге". Раз уж вы просили высказывать мнения, то вот мое.
1. Баллоны. Задняя законцовка для моторного кат не пригодна. Точнее не имеет смысла. Только увеличивает ходовой дифферент. Закаяченная корма - это для сплавных катов. Для моторных "дельфиний нос", как у моих. Носа лучше штевневые - на открытых акваториях меньше брызг.
2. Рама. Жесткого типа (связи на болтах). Для открытой акватории противопоказано - порвет. Либо погнет трубы. Материал рамы тоже не оптимален. АЛ31 не выдерживает упруго деформации в отличии от Д16Т, в полтора раза менее прочный и во столько же более тяжелый. Раму лучше "полужесткого" типа, либо вообще на мягких связях. Последнее, заложенное в конструкцию баллонов, существенно упростит и ускорит сборку (об этом ниже).
3. Размеры и компоновка. Слишком мал для длительных походов, тем более 4-х человек. Максимум двое и для похода выходного дня (я не случайно привел объем ГСМ, воды и рундуков, и это на 10..15 дней похода). Где все это разместить на "Сороге" не представляю.
Не нравится что рубка "бъет" кокпит на две части. Площадь вроде бы есть, а разделена. В итоге мал и носовой и кормовой. Неоправданно мала ширина (отсылки на малый диаметр баллонов несостоятельны, примером мой кат, на "Мастеркат" тоже, лично мне их каты вообще не нравятся - ни рамы нормальной ни палубы).
4. Время и сложность сборки. Нужно меньше. Существенно. Решения есть - стрингеры в карманах баллонов, шпангоуты на петлях баллонов. Палуба на двух стяжных ремнях. Конкретнее - на дружественном форуме "Моторка", тема "Сплавной катамаран под мотором", кат участника "Танкист". Время сборки менее часа. Вот к этому и нужно стремится.
Про открытую воду. Конечно, вы неоднократно упоминали, что "Сорога" только для спокойной воды, но предлагая изделие на продажу, в аренду, вы не сможете ограничить пользователя. Даже в вашей песне: "...кто по Волге решил пройти не спеша...". А Волга это не только Тверь и Ржев. Это и Рыбинка, и Камское устье, и Куйбышевское, Саратовское водохранилища. Селигер, тоже не единственное озеро, где могут оказаться ваши плавдачи. Мой кат по сравнению с вашим - "сарай сараем". Однако этот "сарай", эта "беседка" нормально ходил по КБШ вдхр. В свежую погоду, естественно, с убранной палаткой, а "по штормовому" и со снятым тентом. Но ходил. На "Сороге" я бы не рискнул (ну тут конечно еще и разнесение баллонов их носовой, кормовой вылет, положение ПЛМ - глубоко в базе ката и проч.). В обычных же условиях, или на меньших акваториях нас не мочил дождь, не жарило солнце. И я, как и коллега "Метчик", тоже не улавливаю, зачем на разборном судне на ПВХ поплавках жесткая рубка....
Что бы сделал я, а может и сделаю, если с лодкой не срастется. Я бы повторил конструктив понтонных лодок. Но только в виде ПВХ ката, с упрощенной и облегченной обстройкой (ваша идея разборных рундуков замечательна).
1. Максимум места в обозначенных габаритах.
2. Трансформируемая конструкция (открытый/закрытый)
3. Тент при желании над головой всегда (ни печет, ни мочит)
4. Высокий уровень комфорта (возможность без ущерба разместить постоянно готовый к работе камбуз, стол, удобный рулевой пост и т.п.)
5. Большой объем рундуков.
И как мне видится, для целей проката тоже более подходящий вариант.
В принципе, даже имея разборный катамаран шириной до 2.5м., его можно не разбирая каждый раз, возить на прицепе. Это относится и к Сороге ТН-500 и к любой другой лодке. Многие так возят надувнухи, чтобы не париться со сборкой. Тогда мобильность , в этом разрезе, улучшается, но возрастают затраты на хранение..Просто жесткий корпус это совсем другая песня. Но дело, на мой взгляд, даже не в этом. Два выходных все равно мало для того чтобы доехать до места, сброситься, там где есть слип, поплавать, отдохнуть,собраться и уехать обратно. Я решил эту проблему по другому. Работаю «на себя», какое то время без выходных, потом на неделю-две на отдых. Рассчитываю по обстоятельствам. При таком раскладе и на сборку и на полноценный отдых времени хватает. Кстати за прошедшее лето, Сорогу я три раза вообще один собирал.
Что касается рамы из квадратной трубы из АД31Т. Мне в ней нравится то, что палуба хорошо на каркас ложится, плотно. Меньшую прочность, по сравнению с Д16Т, компенсирует форма трубы и небольшая ширина катамарана. В продольной плоскости жесткость конструкции также держат фанерные борта. Эти рамы хорошо испытаны в РЦТ Кама и нареканий не вызывали. Я после разборки поглядываю, для порядка, на прямолинейность элементов рамы и пока никаких деформаций не выявил.
По баллонам. Заострение сзади я попросил сделать, что бы баллон «воду не тянул»,при малой мощности мотора, думаю, это оправдано. А так, конечно, форма баллонов с «карандашными» окончаниями не самая идеальная с точки зрения гидродинамики, если речь идет о скоростях выше пяти узлов, но обладает большой грузоподъемностью при наименьшей длине, невысокой стоимостью. При желании, на Сорогу могут быть поставлены баллоны о которых говорил Кат73. Длина баллонов увеличится на 1.5 м., а стоимость на 20%.
По вместимости. Объем рундуков на Сороге ТН-500 в комплектации «Экспедиция» или «Турист+», составляет более тысячи литров. Разместить можно многое. Вчетвером на Сороге будет тесновато, но терпимо. Оптимально 2-3 человека. Это я сужу по опыту походов на «микрухе», у нее с Сорогой примерно один размер помещений и палубы. Кстати многим нравится, что рубка делит палубу на две части и можно на такой маленькой лодке, побыть отдельно друг от друга.
О времени и сложности сборки. Это да! Тут есть еще где поработать! Я посмотрел фото про катамаран « Танкиста». Здорово! Но тут нужно думать. Скорость сборки ни в коем случае не должна уменьшать надежность конструкции. Идеал и быстро и надежно.
По «открытой воде». В надежности катамаранов семейства «Кама» я не сомневаюсь. Они производятся длительное время и испытаны достаточно. Но в тоже время, если в судовом билете или тех. паспорте прописаны ограничения по высоте волны, удалению от берега и району плаванья? Нарушая эти ограничения Вы подвергаете судно нагрузкам превышающие проектировочные и тем самым создается критическая ситуация для лодки и экипажа. Конечно, можно оказаться в такой ситуации случайно. Но «случайно» почти никогда не бывает! Я, признаюсь, раньше и сам по погоде ничего не замечал, не видел, не знал. Завел мотор и попилил с утра куда надо! А в шторм попал, это случайно! Только побывав пару раз в переделках, понял, надо учиться. Сейчас у меня парусная лодка, а парус может не простить «случайного» порыва ветра. А ветер видно! Что надвигается шторм-ясно! А спорить с природой бесполезно! Главное выбирать для своего водного путешествия подходящую вашему судну акваторию и все будет в порядке! Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями! На фото Сорога ТН-500 в комплектации «Турист+».
Прикрепленные изображения
Сообщение отредактировал Федосеев Денис Сергеевич: 09 февраля 2022 - 12:34