Или как купить яхту в Швеции за 2 дня, а везти потом ее в Москву 2.5 месяца!
Резюме для тех, кто не осилит подробности.
Яхта Albin Vega 27, без номера, подозреваю, что из первых выпусков, 1966 г.в. Дизельный двигатель Vetus (Mitsubishi) 16 л.с. 2012 г. Стоимость в Швеции – 70 000 шведских крон (360 000 руб.), эксперт оценил в 72 000 крон, совокупный таможенный платеж – 142 000 руб. Время растаможки (экспертизы) – 2.5 месяца. Пункт пропуска Торфяновка, Выборгская таможня. Везли в Москву по дорогам на трейлере + паром Viking Турку-Стокгольм-Турку.
Яхты искал на шведском сайте. Через гугл хром можно страницы переводить. Хотя, потом уже и без перевода все понятно.http://www.blocket.s...&is=1&l=0&md=th
До этого аналогичную яхту купил мой отец ("дядь Вова" на форуме, но в РФ не ввозил). Поэтому посмотрел ее перед встречей с продавцами, чтобы понимать, на что обращать внимание. Утвердился в намерении купить именно такую яхту. Ибо Вега – классическая яхта, минимальная осадка, при приличной обитаемости и наличии гальюна, плюс прочный корпус и транспортный габарит, 2.46м. Для московских водохранилищ малая осадка важна, потому что берега пологие. Плюс хотелось дизельный двигатель с нормальным управлением, датчик уровня топлива в баке и руль в корме. Увидел несколько таких объявлений с рулем в корме. Мне показалось, что управляемость в данном случае существенно лучше. И место в кокпите освобождается. Потому что в штатном варианте в кокпите место получается максимум на двоих. Ну и цена играла роль. В Швеции Веги недорогие. Цены начинаются от 20 000SEK – курс чуть больше 5 был на тот момент, т.е. 100 000 руб. Далее цены в кронах буду приводить для удобства. Но у таких яхт старые паруса, старые моторы, … Для тех, кто готов вложить силы и средства в мелкий ремонт, и кому удобнее подвесной мотор использовать – идеальный вариант. За 40-50 уже продаются ухоженные яхты, с капремонтом моторов, свежими парусами, даже замена моторов попадается. Зарегистрировался на этом сайте, написал продавцам яхт, которые меня заинтересовали, созвонился с ними, распечатал объявления с собой – 14 шт. – и стал ждать совмещения возможности отпуска на работе с возможностью отца помочь в доставке. Ибо он владелец тягача и трейлера. Трейлер был под катер. Сварили из швеллеров и уголков кильблок, установили на трейлер. 6 опор + опора на киль. К днищу прилегали шины от Оки на круге из фанеры с квадратной металлической площадкой и куском трубы для обеспечения свободного позиционирования. На них сшил чехлы из тентовой ткани, чтобы к борту резиной не прислоняться. Так как яхты под рукой не было для замеров, сделали на глаз вертикальные стойки из двух частей с тем, чтобы просверлить и сболтить их уже по месту, как поставим яхту краном на киль. Папа уехал с прицепом в Финляндию, на свою яхту, перегнанную своим ходом из Швеции. А я доехал на поезде. Провели чудесный день на его Веге. Проверили ее и под парусами, и под мотором, и накупались в Финском заливе, при температуре +25. Обнаружилась проблема – залезть на яхту с воды невозможно. Спецплощадок и лесенок нет, а просто за борт я коленом зацепиться могу, но дальше продвинуться мешают леера. Хорошо, что рядом с берегом тренировались. Подвели Вегу носом прямо к большому камню, чтобы легко сходить на берег – красота! В результате к требованиям добавились наличие площадок, как элемента безопасности.
С паромом вышла заминка. Додж Рэм + прицеп Вентура получались 14 м длиной. С учетом центровки яхты, на обратном пути общая длина автопоезда предполагалась 16м. Самостоятельно забронировать через инет такую длину не давала программа, ставить меньшую длину я не рискнул. Написал письмо в Силью и Viking. Viking ответил первый, что оформлять нужно через Cargo терминал. И паромы только через Турку, в том числе обратно – дневной, на ночной мест таких длинных уже не осталось. Позвонил в Таллинн. Там русскоговорящая девушка оформила мне бронь, как на автобус. Это потом вызывало удивление на пароме, но объяснение всех устраивало. Длину никто специально не измерял. Хотя, может быть они там через камеру все видят – на асфальте размечены метры. Ставили нас каждый раз первыми в линии, а не в хвосты очереди. Стояли на грузовой палубе, с фурами. Стоимость туда-обратно получилась чуть больше 1000 евро (2 человека + машина + прицеп).
Позвонил всем 14 владельцам – осталось 8 тех, кто готов был показать лодки в эти даты. Остальные уже или были проданы, или не взяли трубку, или были в отпуске/командировке. 3 лодки на севере, 3 на юге, 2 на востоке. Причем приоритетные лодки оказались в самых дальних точках. У нас было всего 2 дня в Швеции до обратного парома, чтобы выбрать и купить лодку. Решили ехать на юг. Навигатор с IGO 8.1. Везде доезжали нормально, кроме самой дальней точки. Оказалось, что таких названий 2, причем оба рядом, на расстоянии 50 км.
Первую лодку продавал магазин. Была на воде. Посмотрели, завели. Мотор больше 2000 оборотов – греется, имеется течь в трубопроводе питьевого бачка. Вторую лодку сам хозяин показывал – лет 70 ему. Спустил на воду к нашему приезду, без мачты. Оч все скромно, все старое, движок вибрирует, вместо прокачного – биотуалет. Последняя точка была на расстоянии 420 км от Стокгольма. Приехали не туда. Оказалось, хозяин забыл нам написать в адресе второе слово, которое и было определяющим. К позднему вечеру добрались. IGO нас вел по проселочной дороге через лес. В одном месте встретились с лесовозом на однополосной дороге – подвинулись, разъехались. Нас ждала на пирсе целая шведская семья с детьми, друзьями… Свежие паруса, новый гик, тент на дугах, солнечная батарея, площадки на носу и в корме, руль на корме и новый Vetus дизель 16 л.с.! Лучшее по комплектации, что мы видели в этот день. Загрузились человек 10 на лодку и прошлись под движком по озеру. Все хорошо, хотя пластик на рубке в не очень хорошем состоянии, при том, что год был заявлен 1970. В районе степса вообще трещины. Вставлен алюминиевый брус в дверной проем снизу для усиления. Хозяин показал счет на замену движка – 50 000 крон! Из него сам движок – 30 000. Остальное – вал, винт, управление, приборы… Плюс авторулевой, солнечная панель, две площадки… Цена яхты – 75 000 крон. Сторговались на 70 000 крон. Оказалось, что идентификационной таблички на яхте нет. И вообще ее нет. Сняли, при установке новой большой панели приборов. Решили брать без таблички. Хозяин продавал ее, в связи с приобретением яхты бОльшего размера. Ночью поехали в ближайший город оформлять договор и снимать деньги в банкомате. 50 000 крон я купил в Москве. 20 000 крон снял в банкомате там за 2 раза по вменяемому курсу. Оформили договор, рассчитались, хозяин из гаража выдал нам паруса и мелочевку. Ночевали уже в яхте, купались. Дали нам ключи от домика с сауной, кухней и т.п., чтобы утром позавтракать и умыться. Договорились с хозяином, что он завтра приедет и поможет погрузить яхту на трейлер. Утром приехал огромный вилочный погрузчик, со спецтраверсой. Играючи поднял яхту, подвез и опустил на трейлер. Подождал час, пока мы подгоняли опоры и сверлили отверстия в швеллерах. Тронулись в обратный путь. Ездить по Швеции – одно удовольствие, даже с яхтой на прицепе. Широкие полосы, низкий трафик, хорошая организация движения. Не снял с лееров тканевые транспаранты – поплатился. Они на скорости порвались, вращались, выкрутили талрепы лееров и железные концы били по пластику. Буду заделывать весной отколотости. На остановке все лишнее оторвал, талрепы закрутил, все остальное доехало нормально. На заправках в Швеции грузовики заправляют соляркой только по спецкартам. Вставляешь обычную банковскую карту в колонку – наливает всего 30 литров. Потом нужно всю процедуру заново повторять. Но делать нечего. Один раз пытались заехать под крышу к легковушкам – еле выехали с таким длинным прицепом. Расход по трассе с яхтой получился 20 л/100 км, с пустым прицепом – 15 л/100 км (двигатель 6.7л Сammins). Ночевали в отельчике под Стокгольмом – по навигатору нашли. На большой парковке мы были одни. Поэтому удалось развернуться и встать носом на выезд. К вечеру ночевали уже в Хамине, в папиной яхте.
Таможня. Перед поездкой я пытался найти людей, которые имели бы опыт растаможки яхт, чтобы получить консультацию или помощь. Интересовала растаможка за один день – хотелось захватить хотя бы пару месяцев сезона в 2014 году. Среди знакомых таких не оказалось. Один в инете предложил за посреднические услуги 150 тыс. руб. Но его информация не внушала доверие плюс вела к существенным дополнительным затратам моего времени и денег. Тем более, что мне показалась эта стоимость завышенной. На таможенных сайтах ясности тоже не было. Позвонил напрямую в Торфяновку. Мне дама бодрым голосом сообщила, что я приеду, все оформлю на месте, пошлину заплачу в Выборге и заберу яхту. Чтобы успеть за один день, нужно приехать к 8:00. Я переспросил, точно ли это займет один день, а не месяц-два? Точно. Спросил, кто сможет помочь оформить деларацию. Говорит, что это несложно, помощь не требуется.
Финны не проявили интереса к шведской яхте вообще. Ни деклараций, ни штампов нигде не ставили. Глянули договор – езжайте.
Приехали 25 июля к 8:00 к нашим. Нас сразу в сторонку отвели – вы тут надолго. У дамы, которая нас оформляла, пессимизм усилился, когда она не обнаружила табличку. В таможне никто никуда не спешит, все оч медленно. К этому нужно быть морально готовым и не напрягаться понапрасну. К 17:00 написали Акт досмотра и сделали 74 фото. Спасибо работникам поста, сделали все возможное для меня. Но без таблички не смогли взять на себя ответственность определить модель и год выпуска. Да и в каталоге NADA у них таких яхт нет. Слишком давно выпускалась. Необходима экспертиза. Спросил, нужна ли была бы экспертиза, если бы табличка была? Говорят, что шанс был бы обойтись без нее. Так что оставил я им распечатанные объявления с ценами, инструкцию по эксплуатации лодки и мотора и саму яхту закатили на бесплатную открытую стоянку. Замок на воротах щелкнул, отделив меня от моей детской мечты. Тогда я еще надеялся на скорую встречу. Поэтому оставили тягач в Питере на стоянке и вернулись в Москву на поезде. В течение следующей недели общался с экспертным отделением Выборгской таможни. И с каждым разом надежда на скорую встречу с яхтой угасала. Оказалось, что эксперт один, а дел у него около сорока. По ТК срок экспертизы – 20 рабочих дней. Плюс продлить можно еще на 20. Один раз трубку взял сам эксперт. И уверил, что точно не успеет, будет продлять срок еще больше. Так что я расслабился, понял, что этот сезон открывать на воде не буду, и начал думать о покупке или изготовлении трейлера для катания по яхтклубу. Периодически звонил на пост, узнавал, как там яхта себя чувствует. Все было замечательно, лето закончилось, началась осень. Папа нашел в Питере кильблоки для Веги и трейлер за вменяемые деньги. Договорились в начале октября забрать. 6 октября мне пришла смс, что экспертиза готова. Эксперт определил таможенную стоимость - 72 000 шведских крон. Соответственно, 17.5% пошлина + НДС 18% в рублях по курсу на день ввоза – 142 000 руб. Итого цена моей растаможенной Веги – 500 000 руб. Затраты на катание лодки по Швеции, Финляндии и России можно конечно добавить к стоимости покупки. А можно считать это увлекательным приключением и путешествием.
Опять встретились в Финляндии, закрыли финский яхтенный сезон в Кламиле и поехали на границу. Чтобы забрать яхту, нужно на посту оформить ПТО, отвезти его в Выборг, оплатить СТП, вернуться на пост, проштамповать бумаги и получить яхту. Прием денег в Выборге – 9-10 и 14-15. Договорился с постом, что к 8:00 приеду, они все мне оформят, чтобы я успел в дообеденное окно в Выборге заплатить. В итоге оказалось, что на пост я могу въехать только с пропуском, если не хочу пересекать границу, а просто посетить пост. Пропуска выдают с 9:00. Начальник пришел чуть раньше, в 8:30 я въехал на пост, в 9:30 мне оформили все бумаги. В Выборге был в 11:00. На двери кассы написано, что деньги принимают СТРОГО С 14:00 до 15:00. Просунув руку через решетку, постучал в бронированную заслонку. Открыла симпатичная девушка, взяла у меня деньги, все оформила.
Вернулись на пост, забрали яхту и поехали в Москву. За хранение ничего не взяли. Если бы яхта стояла на СВХ – 1100 руб. в сутки. Ехали двумя машинами, поставили рации, сиби, удобно общаться. Только канал свободный выбрать. Остановили гаишники только один раз на КПМ в районе Твери. Спросили ширину, есть ли документы на яхту и быстро отпустили. В основном на трассе – фуры. Покрытие нормальное. Пару некритичных трамплинчиков было на мостах и в одном месте 16 км ремонтировали. Вышний Волочок проехали практически без пробки. Только на светофорах постояли. Ближе к Москве увеличилось количество легковушек. По МКАД – вообще с ремонтами дороги засада. Сужение дороги – легковушки пытаются влезть сразу за машиной, не глядя, что там прицеп.
Зиму перезимуем в деревне. А весной собираюсь поработать с пластиком, деревом, сшить новую обивку для диванов и встать в Ореховую бухту, Пироговское водохранилище, чтобы выходные проводить на яхте, гуляя по Клязьме, Пирогово, Пестово... Может и до Иваньково дойдем, если вода там будет. Регистрироваться планировал в ФПС. Наверное, тоже весной. Учитывая тарифы на стоянку, таможня сэкономила мне примерно 45 000 руб. Потрачу их на доделку, отделку, шлифовку, покраску. Везде можно найти плюсы. Следующей яхтой будет скорее всего польский швертбот, типа Maxus28 или даже 33. Без киля и минимум 3.5 метра шириной, но обязательно присутствующий в таможенном каталоге. Но это уже совсем другая история, перспектива, вектор развития. А пока пару лет будем наслаждаться шведской классикой. Дети подросли – можно учить их управлять яхтой.
Фото не вставились, а жаль. Текст из Word вставился только со старого ноута с Вистой. С win8 и 13-го офиса - нет.