Добрый день!
В присланной техдокументации отсутствуют расчеты: остойчивости, непотопляемости, прочности корпуса судна, грузоподъемности, пассажировместимости, максимально допустимой мощности двигателя, массы укомплектованного судна. Также отсутствуют схемы: главных размерений судна, судовых помещений, шпангоутов, шпаций, расположения пассажиров ( с размерами мест). Схем и описания судовых систем, схемы и инструкции по борьбе за живучесть судна. После дополнения техдокументации вышеперечисленным необходимо ее сдать на согласование в центр ГИМС ГУ МЧС России по ... краю."
И это - про открытую "лодку из четырёх деталей"! Основные составляющие: 1) днище; 2) борт правый; 3) борт левый; 4) транец. Само собой, плюс пара банок, комингсы, планширь, элементы усиления и прочее. Но в принципе-то элементарщина.
Коллеги Юрия с дружественного форума http://volnanavolge.ru по мере сил и возможностей помогают ему: передали свои варианты РПЗ, с которыми всего несколько лет назад удалось зарегистрировать реально построенные самодельные лодки. Рисуем эскизы, таблицу плазовых ординат. Сам строитель, хороший сварщик, выполняет необходимые расчёты, собирает информацию. Процесс понятен. Или?...
Вообще это "или" возникло после катастрофы катамарана Елань-12 12.06.2018 в Волгограде, прямо под открытие ЧМ-18 по футболу. Ночь, караван буксир-баржа, 15 человек на борту Елани с пьяным и баз прав за рулём, залёт под баржу, пятеро выживших, режим строгого дежурства на Волге, двухлетний судебный процесс, двое инспекторов осуждены на три года колонии каждый. Кстати, горе-водитель и сам погиб... Как говорится, теперь к ГИМСу и на хромой козе не подъедешь с регистрацией самоделки. Раньше достаточно было представить спецификацию, чертёж общего вида, ТЧ, описание лодки, расчёт транцевой доски под ПЛМ на прочность, ссылки на построенные аналоги, фотографии. Всё. Теперь - смотрим цитату из письма ГИМС и приглаживаем шевелящиеся от ужаса волосы.
Простой вариант - уйти в серую зону нерегистрата: лодка до 200 кг водоизмещения, мотор как бы до десяти лошадок. Но у Юрия джонбот весит за 300 кгс, неплохо глиссирует с ПЛМ мощностью 25...30 л.с. И он не одинок, народ строит в большинстве своём лодки открытого типа, реже с полурубкой/рубкой, упрощённой конструкции корпуса. В основном для себя. Статистика аварий на воде показывает, что "самоделкины" на своих маломерных судах (МС) редко злоупотребляют алкоголем, сравнительно нечасто становятся участниками ЧС - пока строишь лодку, невольно думаешь о будущей эксплуатации с детьми, друзьями, автоматически воспитывается в тебе ответственность за себя и за других.
Учитывая изложенное выше, предлагаю другой вариант:
- Приглашаю коллег, профи и любителей, к созданию доступных шаблонов документов для регистрации самостроя. Не все мы имеем профильное образование, не все имеют программы для проектирования корпусов и умеют ими пользоваться, но многие зато строят интересные и безопасные лодки, часто по собственным проектам (да хоть просто по эскизам!). И отнюдь не на продажу "на территории Таможенного Союза" с соответствующим Техническим Регламентом.
Для начала разговора хотелось бы увидеть достоверный и актуальный обобщённый перечень требований к самоделкам, к их испытаниям (желательно без сбрасывания на бетонный пол со скольких-то метров высоты) и классификации. А на выходе - методичку (шаблон) для составления РПЗ, других документов с целью регистрации самодеятельного МС, в помощь судостроителю-любителю.
Продолжение следует?
С уважением - Е.Д.