[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Совсем не был уверен, что имеет смысл описывать начало сезона на лодке, приобретенной нами в Финляндии осенью прошлого года. Никакими деталями путешествий пока поделиться не получится все равно, а с точки зрения масштабности и реализации технической части проекта «подготовка хорошей старой лодки» после примера Руфата и говорить особо не о чем.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]С другой стороны, возможно, кому-то будет интересно понять собственно реалии владения лодкой, базирующейся в другой стране, чтобы лучше представлять себе возможные вопросы, с которыми придется столкнуться.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Исходный план был провести в Финляндии пару недель, посвятив первую собственно детальному знакомству с покупкой, а также приятно провести время на воде, отведя для этого вторую неделю.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Обычно финны спускают свои лодки в последнюю неделю апреля, так как погода позволяет предварительно провести подготовительные работы. Ну, в первую неделю мая максимум. Поэтому мы выбрали соответствующие и, как нам тогда казалось, гарантированно удачные даты поездки: 08-21 мая.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Весна 2017 года выдалась необычной не только в России. Финны говорят, что такая погода бывает три раза за столетие. Зарядами шел снег крупными хлопьями, быстро возвращая зимние пейзажи, иногда дождь. Температура большую часть отведенного для поездки времени была в диапазоне минус три – плюс семь. Поэтому на воде лодок не было вплоть до 18 мая.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Как лучше всего познакомиться с купленной лодкой – это ее вымыть. Снаружи и изнутри. Существует много разной специальной химии, но в Ювяскюля, как нам показалось, более распространена продукция Hempel. Поэтому, почитав в интернете технические карты, приобрели флакон лодочного шампуня Hempel’s Boat Shampoo (67284), флакон более злого средства Hempel’s Pre-Clean (67062), а также полироль Hempel’s Custom Marine Polish (67444). Также приобрели флакон жидкого воска Hempel’s Wax TecCel (69034), но не использовали его в этот раз вовсе. И пока не добрались до применения приобретенной продукции StarBrite в трех последовательных этапах для ухода за тиковыми поверхностями.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]По ощущениям, вышеуказанный шампунь средство сколь экологичное, столь и совершенно бесполезное. Наверное, для очистки совести очень аккуратные владельцы добавляют его при мытье лодки, но никакого радикального отличия по сравнению с просто водой мы не отметили. Чтобы смыть с белого корпуса разводы от черной экологической необрастайки (прежний владелец пользовался Hempel’s Alu Baltic, который, кажется, сейчас уже не производится), единственное действенное средство – это тряпка и полужесткая щетка в руках добросовестного матроса, а также это самый Pre-Clean в максимальной его концентрации.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Практика показала, что лучше всего сначала размывать оставшуюся необрастайку вдоль ватерлинии, чтобы не делать довольно утомительную работу по несколько раз. Привезенная с собою складная алюминиевая лестница оказалась очень кстати, так как с земли и до ватерлинии не везде достанешь. Также привезли с собой полировальную машинку Rupes LHR 21 (Big Foot). У нее штатная подошва полировального круга 180 мм, что дома казалось удобным для обработки большой площади поверхности корпуса. Однако, это было ошибочным предположением, поскольку комфортно, стоя на лестнице и держа в вытянутых руках на весу 3+ кг инструмент, хорошо обрабатывать только немногочисленные прямолинейные поверхности (носовые скулы и транец). Поэтому приобрели на месте полировальные автокруги немецкого производителя с диаметром подошвы 120-150 мм. И вот этот размер уже более адекватен для полировки остальных криволинейных элементов корпуса, из которых собственно лодка и состоит.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Пока матрос драил и затем полировал палубу, кокпит и корпус (в такой логичной последовательности), капитан, вооружившись привезенным из дома маломощным, но компактным Karcher K2, смывал шампунь и очиститель, а также возвращал практически исходный цвет и красоту тикового покрытия на банках кокпита, вдумчиво вымыл все подпалубное пространство лодки. Навещавший нас прежний хозяин подшлифовал складной винт и корпус сэйлдрайва, покрасил их необрастайкой и угощал домашними булочками и кофе из термоса. После некоторых раздумий и сомнений в целесообразности окраски днища новой необрастайкой в условиях пресного озера, из которого практически пьет финская столица, было решено-таки покраситься. Приобрели 2 банки Hempel’s Hard Racing (76484), которых хватило буквально впритык. С этой краской работать было неплохо: она не такая маркая, как предыдущая Alu Baltic, и очень укрывистая. Наносится кистью, киль капитан красил валиком. Ватерлинию отбили скотчем от 3М.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Результатом остались довольны. Намерзлись и хорошо проветрились еще на земле, в боутярде.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Финн Юко привез тщательно сохраняемые в зимний сезон в домашнем тепле каютные матрасы от создателей Swan’ и паруса. Ребята из боутярда (южноафриканский бур Ivan и финн Marco) подцепили наш трейлер и аккуратно спустили на воду лодку. Стоило это 70.- евро.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]10-сильный Bukh запустился без вопросов. Капитан добрым словом отозвался о прежнем владельце, который в конце каждой навигации, заполняя одноконтурную систему охлаждения антифризом, вынимал импеллер и, чтобы не забыть, оставлял его на видном месте на зиму, в раковине камбуза. Чтобы по весне, смазав его, вернуть на место или заменить.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Пройдя по воде с милю, встали на свое место в яхт-клубе JVS. Наш яхт-клуб – самый старый и большой на озере Пайяне. Порядка 100 мест у пальцев, фиксированный кран для снятия и установки мачт, три небольших комнаты в прилегающем ресторане, где есть два туалета, две душевые комнаты и кухня.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Просто, функционально и достаточно. Вообще английское слово practical у финнов очень популярное. Ресурсов у них мало, а используют они их эффективно. Например, на горнолыжной базе в Muuramo, где мы жили первую неделю, на примерно пятьдесят коттеджей всего персонала – один человек, который работает 9 часов в день в будни и три часа в выходные. Самообслуживание, здравый смысл и ожидание этого же от клиентов. Оправданное. Что позволяет им при отличной оснащенности и механизации практически всего быть конкурентоспособными.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Поставили мачту под руководством прежнего хозяина. И теперь могли походить по озеру, благо к концу поездки на пару дней включили плюс 17.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Лодка порадовала своей маневренностью и ходом. Отлично идет к ветру. Это не оффшорный кораблик, а нежная «бабочка». Ну, так капитан сказал. Поэтому постепенно сформировывается список тех первоочередных инвестиций, которые показались целесообразными по факту начавшейся эксплуатации:[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Новый спрейхуд; большую геную заменить на новый компактный стаксель, чтобы не перегружать лодку парусами и упростить с ними работу; поднять гик, чтобы матросу не резать ноги; пошить новый грот под новые размерения, тем более, что грот уже подвытянулся; чехол грота требует замены, поэтому решено обзавестись сразу лэйзи-бэгом; заменить пару оставшихся барашковых вентилей на шаровые краны; модернизировать электропроводку и ее логику на лодке. Из первоочередного, пожалуй, все, так как лодку прежний хозяин сохранил в отличном состоянии, ухаживая за нею едва ли не большее время, чем реально эксплуатируя.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Еще осенью, закрыв сделку по покупке лодки, по нашей инициативе было принято решение предложить прежнему владельцу пользоваться лодкой, тем более, что это бывает редко в последние годы, да и, как выразился капитан, Юко представляет для лодки меньшую угрозу, чем, например, матрос. И пока мы считаем, что это оправданно, так как установившиеся дружеские отношения позволяют проще решать вопросы с членством в яхт-клубе, выделенной причальной стоянкой, сезонным хранением как парусов/матрасов, так и зимних разборных тентов и прочего инвентаря и инструментов, а также ежегодным прохождением техосмотра, что требует, в том числе, наличия пиротехники, процедура приобретения которой иностранцами для нас пока остается загадкой.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Вместо эпилога (необязательного, и его содержание может нанести ущерб чувствам верующих без чувства юмора - disclaimer).[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Возвращаться домой от финнов всегда радостно и приятно. Так скучаешь по этому прекрасному пограничному городу Выборг, где благодаря нашим усилиям была спасена архитектура древних шведских сооружений, которые мы с таким трепетом сохраняем и бережём. Здесь не встретишь разрушенных зданий, убогих белых пластиковых, а то и вовсе никаких, окон в каменной кладке средневековья, обвалившихся стен и крыш. Понимаешь, как не хватало на чужбине этих разноцветных контейнеров для раздельного сбора мусора, ведь только мы так умеем заботиться о природе и волнуемся, какой мы оставим планету потомкам.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Везде у нас царит культ здорового образа жизни: людей всех возрастов можно увидеть на беговых и велосипедных дорожках. Радостны и счастливы их лица. Дети идут в школу или домой совершенно одни, так как их родителям нечего бояться. Здесь ведь никто не нюхает клей, а автомобилисты строго соблюдают ограничение скорости в населенном пункте 30 км/час, останавливаясь за 25 метров до наземного пешеходного перехода, приветствуя друг друга поднятием руки и улыбкой.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Финны же являют собой совершенный контраст всему этому, и само их существование нелепо. Это немногочисленный народец, которых иначе как чухонцами и назвать-то нельзя, что и сделал классик. Живут, чисто дикари, в лесах, в домиках без заборов вообще. Они сотрудничали с немцами, так как в силу врождённого слабоумия и подозрительности не захотели сотрудничать с русскими. Поэтому их даже пришлось принудить к миру в 1939 году и с тех пор постоянно приводить в чувство разными санкциями.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Типичный финн жаден, мелок и мстителен. Он безуспешно пытается заработать все деньги, пытаясь освоить несколько рабочих специальностей, быстро бегать на лыжах и обыграть нас в хоккей. Но все их усилия тщетны. Они даже не научились строить дома выше семи этажей в своей столице. Глядя на их бесталанную жизнь, вспоминаешь, что все свои скудные средства они направили на строительство линии Маннергейма, и с тех пор не могут позволить себе даже ограду в палисаднике.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Финны, понимая свои особенности, не продают алкоголь кабы где, кому и во сколько. Только пиво и безалкогольное вино можно приобретать в продуктовых магазинах. За другими напитками надо ехать в крупные поселения и в специальные магазины с унизительным названием Алко, которые и работают-то через пень-колоду. У них сохранился этот пережиток - игральные автоматы на бензозаправках. И там часто можно увидеть деклассированных элементов, бросающих "одноруким" свои кровные монетки или засовывающих в них свои кредитные карты.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Во всем мире знают, что любой наш пенсионер, если он был 40 лет инженером-механиком на бумагоделательной фабрике, будет обязательно владельцем Мерседеса С-класса с крытым прицепом, небольшой яхты или моторного катера, своего уютного дома. Наши пенсионеры много путешествуют, пусть и на велосипедах, но по Франции, а также любят посетить Лондон и Рим. Финны это конечно же знают и злятся, потому что ничего подобного у них не было, нет и никогда не будет. Что они видели в жизни, где они бывали - да ничего и нигде. Хочется обнять их и заплакать. Зная свою беду, они даже сочинили песню "Я пьяная и тупая". Лучше и не сказать. Одно слово - чухонцы.[/font]
Прикрепленные изображения